Макс
Макс
Head of Logistics PM
03.10.2022

TMS-экосистема для автоперевозчиков: наш вклад в логистический рынок США

Макс
Макс
Head of Logistics PM
03.10.2022
03.10.2022
5.0
4091
0

К нам обратился крупный американский логистический оператор, которому нужна была цифровая платформа для управления грузовиками. Проект быстро эволюционировал сначала в крупную TMS-платформу, а затем и в полноценный SaaS-сервис, которым пользуются автоперевозчики по всей Северной Америке. В чем секрет такого успеха?

Хотите защитить вашу прибыль с помощью IT?

Мы поможем создать диджитал-инфраструктуру для сокращения рисков мошенничества и гарантии безопасных онлайн-платежей.

Интересно? Оставьте заявку на сайте, наши эксперты проконсультируют вас

С чего все начиналось

С командой WEZOM связался офис крупного автоперевозчика, играющего заметную роль на логистическом рынке США и Канады. Компания оперирует почти двумя сотнями траков, ежемесячно обслуживает тысячи рейсов. Они искали подрядчика для создания TMS-платформы с нуля.

Ранее клиент годами пользовался популярным коробочным сервисом цифровой диспетчеризации, но по мере роста бизнеса недостатки чужой платформы перевешивали ее достоинства. Рассмотрим их по существу:

  • Сервис поддерживал на одном аккаунте всего 50 траков. Когда компания клиента оперировала автопарком в более чем 150 машин, ей пришлось приобрести уже три аккаунта и постоянно переключаться между ними;
  • Чужая система опиралась на старые технологические решения и не отвечала требованиям времени. Это ощущалось и в качестве работы, и в клиентских ограничениях системы, и в дизайне.
  • При этом сторонний сервис на тот момент занимал в нише софта для диспетчеринга практически монопольное положение и строил ценовую политику без оглядки на конкурентов. Система обходилась нашему клиенту недешево, он тратил на нее около трех тысяч долларов в месяц. 

В конце концов в компании решили, что эти издержки существенно давят на бизнес, и начали размышлять о разработке собственного решения. На первом этапе наш клиент хотел прежде всего уйти от чужого софта, но уже тогда мыслил на перспективу. В случае успеха новая платформа могла распространяться среди транспортных операторов по модели SaaS (с абонентской подпиской, как у Netflix), заняв свою нишу на рынке TMS-решений. 

Что нужно было разработать

Команда WEZOM уже имела опыт разработки таких платформ, так что в общих чертах понимала, как оцифровывается бизнес-процесс грузоперевозок. 

  1. В платформу поступает заказ, диспетчер импортирует его и назначает на рейс водителя, 
  2. Водитель получает ордер заказа в приложении, выполняет необходимые требования по перевозке, принимает заказ. 
  3. В системе автоматически формируется документация на рейс, к которой прилагается электронная подпись.
  4. Все это автоматически передается брокеру. В лучшем случае - через диджитал-платформу, в худшем случае - на емейл, или на факс.

Соответственно нужно было разработать TMS, которая закрывает все эти рабочие этапы, а также предоставляет широкие возможности по управлению маршрутами, пунктами назначения и загрузкой трейлеров. 

Мы определили цель проекта в том, чтобы создать гибкую и современную TMS для распределения задач по управлению и распределению транспорта. 

Для достижения цели нужно было разработать несколько инструментов:

  • серверная управляющая часть TMS;
  • мобильные приложения для водителя под iOS и Android
  • веб-приложение для диспетчеров, бухгалтеров и менеджеров. 

Покончив с бизнес-аналитикой и обозначив задачи проекта, мы могли подбирать техно-стек разработки. 

Как подбирались технологии

У клиента изначально не было техзадания проекта, он пришел к нам с идеей сервиса и самым общим видением конечного продукта. Компания много лет пользовалась сторонним софтом и могла точно сформулировать свой опыт - что сотрудникам нравится, а что нет. 

Так что на этапе пресейла мы собрали клиентские требования и представления о продукте, тщательно изучили его опыт использования стороннего решения, и сформировали на этой основе верхнеуровневую документацию с концепцией проекта. Команда обозначила структуру платформы, подход к разработке и предпочтительные технологии. 

Базой проекта стал фреймворк React JS, который в особых представлениях не нуждается. Созданные с его помощью продукты очень просто развивать и поддерживать, что было для клиента очень важным аспектом.

Для удобного и безопасного менеджмента данных мы обратились к облачной платформе Amazon Web Services. Нативные мобильные приложения разрабатывались на Swift (под iOS) и Kotlin (под Android).

Итоговый стек технологий выглядит так: 

  • ReactJS
  • Kotlin
  • Swift
  • Laravel
  • Amazon Web Services
  • PostgreSQL

Как мы построили работу

Клиент не ставил перед нами жестких дедлайнов по релизу платформы, так что мы распределили задачи среди команды и начали двигаться по ним спринтами. У каждого спринта были четкие задачи и сроки, то есть клиент всегда знал, сколько нужно ждать и каким должен быть результат.

Разработка продвигалась по методам SCRUM, компоненты платформы последовательно проходили через разные итерации, становясь все лучше и лучше. Это позволило обеспечить достойный технический уровень продукта и грамотно выстроить приоритеты - от ключевых задач к второстепенным. 

Итеративный подход также дал клиенту и команде креативную свободу, возможность предлагать любые новые идеи и фичи для платформы. Как только у клиента или у нас возникала идея что-то улучшить, мы вносили это в scope и обсуждали приоритетность новой задачи. Если речь шла о какой-нибудь ключевой фиче, то она делалась как можно быстрее. Если нет, то ее откладывали на будущее.

По итогам работ все запланированные в проекте идеи были успешно реализованы, все доработки выполнены. А в целом разработка заняла порядка 20 двухнедельных спринтов, что совсем немного для разработки такого масштаба.

Как мы построили коммуникацию

Тесный контакт со стороной клиента всегда очень важен для нас. Без его фидбека команда разработки часто не может оценить, насколько ее старания соответствуют требованиям проекта.  

К счастью, в данном случае проблем с вовлеченностью не возникало. Product owner со стороны компании-клиента фактически стал частью нашей команды: он очень хорошо понимал продукт и специфику разработки, прекрасно ориентировался в бизнес-процессах, и что важно, был открытым и легким в общении.

Если говорить о технической отчетности, ход разработки команда фиксировала в профиле нашего клиента в Jira, так что он мог отслеживать статус задач без ограничений. 

Каждые две недели мы проводили для клиента демонстрацию спринта и защищали его, показывали результаты нашей работы. При этом тимлиды лично участвовали в сдаче спринтов, отвечали на вопросы, давали рекомендации и комментарии по технической части. 

Параллельно с этим ведущий менеджер проекта вела ежедневную коммуникацию с клиентом, оставаясь на связи в режиме 24/7. 

Что мы разработали 

За 20 спринтов команда построила TMS-экосистему для распределения и мониторинга задач логистического бизнеса. Платформа помогает управлять автопарком, упрощает документооборот, дает эффективные средства контроля работы водителей и обеспечивает прозрачность бизнеса.

Ключевым хабом экосистемы можно считать веб-приложение, которое открывается из любого браузера. Ключевые роли в этой системе - администратор и диспетчер. Администратор создает аккаунты диспетчеров и заполняет их данными, предоставляет им доступ. Соответственно, диспетчеры создают и заполняют аккаунты водителей, ставят им задачи и мониторят их работу. 

Админпанель приложения позволяет с легкостью создавать и модерировать заказы. При этом листы отправки и транспортные накладные формируются и подтягиваются автоматически, после чего заверяются электронной подписью. 

TMS предоставляет диспетчерам и менеджерам системы широкие возможности:

  • электронная доска заказов;
  • управление загрузкой по типам транспорта, с учетом типа прицепа и характеристик груза;
  • динамическое управление маршрутами и пунктами назначения транспорта;
  • мониторинг рейса по статусам на всех этапах доставки;
  • мониторинг транспорта по геолокации, контроль его технического состояния;
  • бухгалтерские инструменты (финансовые отчеты, отчеты по зарплатам и пр.);
  • средства управления персоналом (базы данных для HR, инструменты для найма сотрудников и пр.).

Многие модули для этой TMS-системы индивидуально разработаны под потребности клиента, так что ее функционал сегодня выходит далеко за рамки классической TMS-системы. 

В связке с управляющей частью работают нативные мобильные приложения для водителей, созданные под Android и iOS. 

В приложении водители принимают и подтверждают заказы. Но трейлер не может отправиться в путь, пока водитель не выполнит “предстартовую проверку”. Это значит, что ему нужно подтвердить надлежащее техническое состояние машины и груза, загрузив в систему их фото. А также проверить электронные документы на рейс и подтвердить их электронной подписью. 

Одним из ключевых элементов контроля в приложении стали “маски”. Этот инструмент дает водителю шаблоны для съемки транспорта с разных ракурсов, чтобы упростить отчетность перед стартом рейса. “Маски” оказались незаменимы для сокращения числа ошибок в грузоперевозках, существенно улучшив показатели компании.  

Сложности разработки

Технологически проект не стал для команды большим испытанием, но без сложностей не обошлось.

Работа над водительским приложением под IOS внезапно осложнилась тем, что эта система на тот момент не лучшим образом работала с отправкой данных в фоновом режиме. 

Для подтверждения рейса водителям нужно делать массу фотографий и выгружать их на сервер. Разумеется, водители хотели, чтобы этот функционал был предельно простым: делаешь фото, отмечаешь их в галерее, отправляешь одной кнопкой, сворачиваешь приложение и забываешь о нем. Кто бы мог подумать, что в ОС от Apple реализовать такой подход будет сложно? Фоновая отправка изображений на тот момент была реализована в IOS неудачно, и чтобы реализовать ее своими силами, разработчикам пришлось хорошо потрудиться. 

Однако в итоге пересылка снимков через приложение работает гладко на всех мобильных ОС, “задача со звездочкой” была решена без существенных издержек. 

Результаты проекта

На первом этапе клиент решил свою ключевую задачу - смог уйти от неудовлетворительного стороннего софта, внедрил в свой бизнес новую платформу кастомной разработки. Теперь ему не нужно полагаться на устаревшие чужие технологии и ежемесячно платить за них.

Новая TMS не просто повторяет функционал диспетчерских платформ. На сегодня она эволюционировала в IT-экосистему, которая сочетает в себе логистический диджитал и CRM-возможности. Платформа разгрузила менеджмент компании, упростила работу диспетчеров и водителей, сократила издержки. Контролировать работу водителей стало гораздо проще: существенно сократилось число ошибок и бюрократических промахов, соответственно снизилось и количество штрафов. 

Заполучив в свое распоряжение новую IT-платформу, наш клиент вышел на рынок TMS-софта, как и планировал изначально. На сегодня он продает это решение своим партнерам по подписке, что позволило быстро окупить инвестиции в разработку и выйти в плюс. 

Работа над этим проектом стала предметом нашей гордости - как с точки зрения технического исполнения, так и с точки зрения результатов для бизнеса. Это наглядный пример того, как технологии могут повлиять на логистический рынок, если применить их в правильном месте и в правильное время. 

Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 1
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.