Принципы UX: делаем продукт для пользователя, а не для дизайнеров

Алла
Алла
Creative Director
5.0
15.10.2022
7773
0

Cайты и приложения – это не просто страницы с красивыми кнопками. Каждый сайт создается для того, чтобы решить для посетителя определенную задачу, дать ему некий опыт. Эта идея давно проросла в веб-дизайне и воплотилась в понятии UX (User Experience).

Давайте обсудим Ваш проект
article-order-form__collapsed-text
Phone
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее

За пару десятков лет дизайнеры и разработчики придумали десятки определений UX, все они так или иначе фокусируются на удобстве и эмоциях пользователя. Если максимально упростить суть UX, то это построение такого интерфейса, который помогает посетителю легко решать свои задачи, а бизнесу – зарабатывать деньги.

Хороший UX-дизайн абсолютно незаметен для пользователя. Удачные интерфейсы воспринимаются интуитивно и не отвлекают от содержания страницы. Хороший дизайн приносит посетителю удовольствие и заставляет возвращаться на сайт снова.

Как отличить UX от UI

Как отличить UX от UI

Сегодня построение UX требует большой базы знаний – на стыке дизайна, веб-разработки, социологии и психологии.

Разработка UX требует вдумчивого изучения потребностей, мотиваций и эмоций целевой аудитории. Все ради того, чтобы правильно организовать иерархию разделов, создать предельно полезный функционал и сделать его интуитивно понятным.

Есть и мнение, что UX выходит далеко за пределы веб-дизайна. Оно касается всей коммуникации клиента с компанией: качества сервисов, переписки, контента, рекламной рассылки.

В среде IT давно образовалась путаница с понятиями UX и UI-дизайна (во многом потому, что за них часто отвечают одни и те же люди). UI касается прорисовки графических элементов интерфейса: кнопок, блоков, иконок.

Принципы UX

Принципы UX

Наверное, с этого начинали все дизайнеры, впервые проявившие интерес к веб-разработке: открываем фотошоп и начинаем рисовать страницу с красивыми кнопками.

Мало кто сходу задумывается о том, чтобы обдумать положение элементов с точки зрения их удобства. Это проявление здорового человеческого эгоизма, ведь в данном случае мы садимся рисовать сайт для себя, а не для других.

Но в разработке все должно быть иначе. Поэтому в WEZOM определили ряд главных принципов UX, которые позволяют делать ресурсы с максимальной заботой о пользователях.

Простота

Один из главных принципов дизайна – придавать сложным вещам простую форму. В английском языке этот принцип известен как KISS (Keep It Simple, Stupid).

Возможность максимально упростить нечто сложное всегда ценится пользователями (условно, купить машину на сайте в два клика). Это не только экономит их время, подобный опыт дает посетителю ценное чувство контроля и порядка.

Как правило, минималистичный дизайн разрабатывается и внедряется гораздо быстрее. Но не стоит путать простоту с примитивностью. Сделать простой дизайн предельно функциональным и эстетичным – одна из главных задач UX.

Закон Парето

Конечно, это не закон, а обобщительный принцип, названный в честь итальянского социолога Вильфредо Парето. Он гласит, что в любом деле 20% усилий дают 80% результата.

Аналогичный принцип можно обозначить и в разработке: 20% функционала сайта обеспечивают 80% его ценности для пользователей. Цель UX-дизайна – найти те самые ключевые 20% и сосредоточить внимание посетителя на них.

Внимание аудитории – крайне ценный ресурс для веб-дизайнера. Смартфоны приучили нас решать задачи максимально быстро, одному объекту на экране в среднем уделяется не больше 10 секунд. А если нужный пользователю сайт не прогрузился за 3 секунды, то он просто уйдет на другой.

С точки зрения UX ресурс должен запускаться мгновенно, иметь очевидную иерархию и самым наглядным образом показывать пользователю свои ключевые фишки. Сначала мы показываем пользователю самое важное, и только потом – все остальное.

Последовательность

Последовательность

Рядовой пользователь сети уже видел сотни интернет-ресурсов, ваш сайт вероятно не станет для него открытием. При этом он приходит к вам с собственным багажом опыта и ожиданий.

Не стоит запутывать посетителей сайта дерзкими дизайнерскими экспериментами. Кнопка должна быть похожа на кнопку и работать точно также, как все прочие кнопки в интернете.

Хороший UX построен на общеизвестных и узнаваемых элементах, гармонично согласованных с опытом вашей аудитории. Путаница может помешать пользователю решить свою задачу.

Это не значит, что в разработке интерфейсов нет места творчеству и экспериментам. Но новаторские решения должны быть естественным продолжением удобной всем практики. Иначе они принесут аудитории только раздражение и разочарование.

Контекст

Любой сайт или приложение создаются для решения конкретной задачи пользователя, а задача всегда несет в себе некий контекст. Важно понимать специфику ресурса: когда, где и на каком устройстве его будут открывать.

Решающую роль для хорошего UX играет внимание к неочевидным деталям. Скажем, можно создать приложение, которым будет приятно пользоваться в спокойной офисной обстановке. Но на практике аудитория столкнется со сложностями, потому что открывает его во время занятий спортом, или в шумном метро.

Учет контекста требует исследований аудитории и постоянного сбора фидбека. IT-гиганты ради этого идут еще дальше, и собирают столько данных о пользователях, сколько могут.

Мы же начинаем нашу работу над дизайном с исследований ЦА и работы с фокус-группами. В итоге готовим несколько прототипов для согласования с клиентом.

Наши кейсы

Наши кейсы

WEZOM за минувшие два десятилетия создал множество успешных продуктов. Мы опробовали на практике множество идей, собрали сотни страниц фидбека по юзабилити сайтов и приложений. Сегодня мы точно знаем, как должен выглядеть отличный UX.

Roshen

Мы разработали для сети магазинов Roshen продукт, который можно трансформировать в ecommerce-платформу. Минималистичный дизайн опирается на узнаваемую айдентику корпорации, наглядно презентует как сами магазины, так и их ассортимент.

Roshen

Риэл

Создали для уважаемой корпорации недвижимости сайт с очень широким функционалом. Теперь все портфели брендов собраны на одном ресурсе, пользователи могут пользоваться личным кабинетом и кредитным калькулятором. Дизайн построен на интуитивно понятной иерархии, работает очень быстро и хорошо адаптирован под смартфоны.

Риэл

СК “КРАЇНА”

Для одного из топов страхового рынка Украины мы разработали корпоративный сайт с личными кабинетами для клиентов и менеджеров. Это прорывной для украинского рынка InsurTech-продукт. Продвинутый функционал работы с договорами тут сочетается с понятным интерфейсом и ненавязчивым дизайном.

СК КРАЇНА

Мы не всегда подходим к работе над UX как к искусству. Скорее это творческая головоломка, в которой искусство нужно согласовать с потребностями бизнеса и заботой о конечном пользователе.

Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 3
Давайте обсудим Ваш проект
article-order-form__collapsed-text
Phone
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Свернуть
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
have questions image
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях