Синявский Антон
Синявский Антон
Head of performance marketing
16.08.2023

Как внедрение AI в алгоритмы Google повлияет на результаты поисковой выдачи?

Синявский Антон
Синявский Антон
Head of performance marketing
16.08.2023
16.08.2023
5.0
873
12 минут
0

2023 год определенно оказался годом AI. Мы с вами стали свидетелями появления и развития больших языковых моделей типа ChatGPT и Google Bard, а также огромного количества производных GPT и его аналогов. Очевидно, что современный интернет очень стремительно меняется, и прогресс уже не остановить.

Но насколько сильные эти перемены и как внедрение AI в алгоритмы Google способно повлиять на результаты поисковой выдачи?

Мы собрали мнения собственных экспертов, а также основные теории и прогнозы, которые ходят в Сети, чтобы найти ответ на этот вопрос. Надеемся, вам будет интересно!

Влияние AI на результаты органической выдачи в ближайшей перспективе

Тут важно вспомнить, что в начале мая 2023 года на своей презентации Google I/O поисковый гигант особое внимание уделил именно вопросам искусственного интеллекта и своему чат-боту Bard в частности. И, как мы уже знаем, поисковая выдача действительно в обозримом будущем изменится.

Судя по тому, что Google показала нам на презентации, ответы Bard AI вскоре могут стать приоритетными в выдаче, а органика «уйдет вниз». То есть теперь пользователю, чтобы увидеть результаты органической выдачи, придется немного проскролить страницу.

Данный метод все еще не реализован, а Bard работает в экспериментальном режиме. Да и пока что подобный подход не выглядит слишком уж удобным, потому как сильно отодвигать «органику» — определенно спорное решение. 

В этом плане лучше реализована выдача в поисковике Bing, где «органика» осталась на своем месте, а ответ чат-бота публикуется в правой части экрана:

Вероятно, Google Bard, как и Bing Chat, будет ссылаться в своих ответах на ресурсы, данные из которых использует. Для них это может стать дополнительным источником трафика. Но все же важно понимать, что при получении исчерпывающего ответа пользователь вряд ли перейдет по ссылке, чтобы ознакомиться с дополнительной информацией. 

Мнение эксперта

«Сейчас Google Bard существенно уступает тому же Bing Chat, который использует GPT-4, работает он в своего рода “песочнице”, а не интегрируется непосредственно в Поиск. Но это лишь вопрос времени. На сегодня, по данным Similarweb, доля поисковой системы Google составляет более 93%. У Bing, DuckDuckGo и Yahoo! показатели намного скромнее. Поэтому очевидно, что любые изменения в работе поисковика Google сильно отразятся на украинских пользователях и, конечно же, на сайтах. Нам нужно быть готовыми к подобным переменам».

Евгений Шепель, SEO-оптимизатор

Есть основания полагать, что интеграция Google Bard с другими сервисами компании окажется более глубокой, чем у Bing. Bard в том или ином виде будет добавлен в Почту, Карты, Документы и Таблицы. И хотя это не затрагивает непосредственно нашу сегодняшнюю тему, подобные интеграции и развитие ИИ тоже важны.

Что будет с «классическим» SEO?

Глобально SEO точно никуда не денется. Но разного рода локальные перемены все же наверняка будут. Мы по крайней мере ожидаем следующих изменений уже в ближайшем будущем:

  1. Google может из обычного поисковика превратиться в источник ответов, который не просто выдает информацию, но и адаптирует свой контент под интересы и поведение пользователя с помощью AI и машинного обучения.
  2. Сайты с постоянно актуальным контентом, такие как Wikipedia, вероятно, потеряют довольно большую часть посетителей и трафика, так как AI будет выдавать нужную информацию без необходимости переходить на сайт.
  3. Ресурсы с тематикой, связанной со здоровьем и финансами, скорее всего, не пострадают от AI, так как Google не хочет рисковать и предпочитает отправлять пользователей на проверенные ресурсы.
  4. Те веб-сайты, которые относятся к «серым» нишам и не соответствуют политике Google Ads, тоже, вероятно, не будут затронуты AI, так как Google попросту не станет включать их в свою выдачу.
  5. Google начнет отдавать предпочтение достоверным источникам и фактической информации, а не динамичной и изменчивой.

Де-факто многие сайты столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны самого Google, который будет давать сформулированные ответы на запросы пользователей. Вероятно, Bard станет указывать ссылки на источники информации, как это делает Bing, но пока неясно, будут ли это ссылки на определенные страницы или просто на домены. К тому же открытым остается вопрос регулирования работы алгоритмов AI относительно индексирования и чтения информации со страниц. Не станут ли владельцы сайтов умышленно блокировать доступ для краулеров? И не будут ли внедрены новые нормы закона в этой сфере? Пока что сказать сложно.

Мнение эксперта

«По моему мнению, коммерческие сайты не сильно пострадают от активного внедрения AI в алгоритмы Google. А вот интернет-ресурсам, которые сочетают коммерческие и инфозапросы в равном соотношении, будет сложнее. Посмотрите на скриншот:

Здесь использован запрос “good bike for a 5 mile commute with hills”, что в переводе означает “хороший велосипед для 5-мильной поездки по холмам”. В принципе это информационный запрос, однако Google все же выводит в результаты выдачи и товары. Логично предположить, что и для других поисковых запросов Google будет стараться выдавать и коммерческие результаты, чтобы не просто предоставлять информацию, но и продавать.

Я убежден, что обычное SEO продолжит работать. И сильно волноваться по этому поводу определенно не стоит. А качество контента станет еще более значимым фактором ранжирования — вот насчет его я бы на месте владельцев сайтов беспокоился уже сейчас».

Эрик Клюев, Head of SEO

Почему контент так важен

Если ранее в топе поисковой выдачи часто встречались (да и сейчас порой встречаются) обычные сайты-паразиты, генерирующие огромное количество некачественного контента, то уже очень скоро это может измениться именно благодаря AI, который будет более комплексно его анализировать и фильтровать выдачу. 

Но в то же время могут пострадать и настоящие эксперты, создающие качественный контент, но не умеющие правильно адаптировать его под новые требования. Парадокс в том, что Google прямо сейчас учится у них, но в то же время может не давать им трафик.

Вероятно, вскоре пропадут из выдачи страницы в стиле «Лучший смартфон до 10 000 гривен» или «5 лучших стран для летнего отдыха». Ведь искусственный интеллект сам способен генерировать ответы на такие запросы с учетом интересов пользователя. Смысла перенаправлять его на подобные страницы просто не будет.

 

Современный SEO-специалист должен быть в курсе того, как работает AI и как он влияет на результаты поиска. AI может давать прямые ответы на запросы пользователей, не заставляя их переходить на другие сайты. Поэтому, чтобы ваш контент был заметен и полезен для AI, вам нужно следовать некоторым рекомендациям.

Одна из таких — использовать граф знаний, чтобы связывать контент между собой и с другими источниками. Граф знаний — это способ представления информации в виде сущностей и связей между ними. Он помогает AI понимать смысл и контекст вашего контента, а также находить релевантные ответы на запросы. Кроме того, важно уделять больше внимания структуре контента, чтобы он был понятным и четким. AI будет выделять ключевую информацию из него, поэтому она должна быть краткой, ясной и без лишних слов.

Другая рекомендация — подгонять параметры вашего товара или услуги под высокочастотные запросы из выдачи. AI будет анализировать эти показатели, использовать их для формирования ответов на запросы пользователя. Например, если вы продаете велосипеды, то должны указывать такие параметры, как тип, размер, цвет, цена, характеристики и т. д. Это поможет AI показывать ваш товар в ответах на запросы типа «хороший велосипед для 5-мильной поездки по холмам».

Также необходимо работать над авторитетом и трастом вашего сайта. AI будет учитывать эти факторы при ранжировании контента и выборе его для ответов на запросы. Если сайт не имеет достаточной репутации и доверия, то AI может игнорировать ваш контент или отдавать предпочтение другим источникам. Поэтому вам нужно заботиться о качестве материалов, получении обратных ссылок от авторитетных сайтов, об отзывах и рейтингах пользователей.

Наконец, вам необходимо совершенствовать свою контент-стратегию. AI будет все больше ориентироваться на личный опыт и экспертность авторов, а не на ключевые слова и оптимизацию. Поэтому вам нужно больше думать как маркетолог, а не как сеошник. Создание текста для трафика станет не таким эффективным, как сейчас, но все еще останется важной составляющей. Вам нужно создавать контент, который будет интересным, полезным и уникальным для вашей аудитории.

А кто выиграет от внедрения AI в алгоритмы Google?

Мы в команде считаем, что в плюсе окажутся три основные категории сайтов:

  1. Монобренды, которые точно будут попадать в список ссылок в AI-выдаче.
  2. Страницы товаров и услуг, если они правильно оптимизированы для AI.
  3. Дорвеи, которые тоже хорошо оптимизированы.

Разумеется, в будущем все может очень сильно поменяться, потому что и AI-технологии не стоят на месте. Но пока тенденция именно такая.

Мнение специалиста

«Сейчас кажется очевидным тот факт, что внедрение AI в поисковые системы было неотвратимым. Другой вопрос в том, что не все оказались к этому готовы. Но сам процесс внедрения не слишком быстрый, тот же Google Bard пока работает вполсилы. А значит, время для оптимизации еще есть.

Сейчас главная задача SEO-специалиста — следить за обновлениями в этой нише и своевременно под них адаптироваться. В выигрыше будет именно тот, кто держит руку на пульсе и адаптирует свой подход к продвижению. Да, определенно станет сложнее раскручивать сайты, добиваясь высоких позиций в органической выдаче и вместе с тем способствуя выводу страниц в ответы чат-ботов. Но таковы уж реалии современного продвижения».

Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 1
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.