Сейчас сложно представить команду профессиональных разработчиков без UX-дизайнеров, тестировщиков, а тем более – программистов. Ведь проработанная до мелочей техническая составляющая и удобный для пользователя интерфейс – базовые критерии качественного сайта.
Но существует и третий краеугольный камень разработки, о котором вспоминают далеко не все. Это базовая поисковая оптимизация сайта. SEO на этапе создания сайта значительно упрощает и ускоряет дальнейшее его продвижение. Потому, если вы рассматриваете поисковую выдачу как один из главных каналов трафика для будущего ресурса, мы рекомендуем подключить к разработке SEO-специалиста.
Зачем нужна оптимизация сайтов на этапе разработки
Если на момент запуска ресурс уже оптимизирован под требования поисковых систем, он получает следующие преимущества:
-
меньший срок пребывания в песочнице – позиции, а следственно и целевой трафик из поиска, начнут расти гораздо быстрее;
-
экономия времени на внутреннюю оптимизацию – заказывая услуги по SEO после запуска сайта, вам уже не придется тратить время на базовую оптимизацию;
-
экономия средств – если сайт был оптимизирован при разработке, вам потребуется меньший SEO-бюджет.
-
ускоренная окупаемость – быстрый рост позиций позволит получать доход от интернет-ресурса намного раньше, что ускоряет возврат инвестиций на разработку и продвижение.
Алгоритмы поисковых систем непрерывно эволюционируют и используют все новые факторы для оценки качества сайта и его контента. Потому сфера ответственности оптимизатора уже давно не ограничивается техническими доработками и составлением семантики.
Современное SEO – это в первую очередь повышение привлекательности и полезности сайта для его целевых посетителей. Оптимизаторы улучшают структуру и контент сайта, что положительно сказывается на поведенческих факторах и конверсионности страниц.
Поэтому SEO на этапе создания сайта позволяет не только увеличить число переходов из поиска, но и эффективнее удерживать пользователей на сайте, а также стимулировать к совершению целевого действия – покупки, звонка, заказа и т. д. Это положительно сказывается на результативности всех маркетинговых каналов, которые будут использоваться на сайте.
Что включает базовая оптимизация
С пользой SEO-оптимизации сайтов на этапе разработки мы разобрались. Но что именно подразумевает этот процесс? Рассмотрим основные аспекты работы SEO-специалиста при создании сайта.
Этап аналитики
Разработка сайта без тщательного анализа ниши и целевой аудитории немыслима. Но аналитики, как правило, редко обращают внимание на особенности поискового продвижения в исследуемой нише.
Задача SEO-специалиста – изучить конкурентные ресурсы и поисковый трафик в нише. А именно:
-
эффективность поискового продвижения в нише;
-
потенциальный охват SEO как клиентского канала;
-
особенности технической оптимизации ресурсов;
-
уровень оптимизации основных конкурентов проекта;
-
особенности контента и ссылочной массы;
-
активность аудитории в зависимости от сезона;
-
ключевые ошибки конкурентных ресурсов.
На основе этой информации он составляет план дальнейших работ над сайтом, рекомендации и технические задания для других специалистов. Кроме того, комплексный анализ позволяет составить детальный прогноз эффективности SEO для сайта, а также скорости его продвижения.
Формирование семантического ядра
Одна из наиболее важных задач оптимизатора – охватить максимум поисковых запросов в поиске, по которым ресурс будет получать целевой трафик. Для этого и необходимо сформировать максимально полное семантическое ядро (СЯ). Но просто собрать такие запросы – недостаточно. Их важно кластеризовать (сгруппировать по тематике), а также распределить по сайту таким образом, чтобы пользователи без труда могли найти нужный им контент.
На основе готового СЯ оптимизатор составляет ТЗ на написание контента для ключевых посадочных страниц. Кроме того, для эффективного распределения семантики необходимо сформировать структуру ресурса.
Оптимизация структуры
Создавай структуру ресурса важно учесть удобство навигации для пользователей, а также распределение по сайту ключевых запросов и ссылочного веса. Если за удобство отвечает специалист по user experience (UX), то добиться максимальной эффективности структуры с точки зрения SEO – задача оптимизатора.
Очень важно избегать слишком большой вложенности страниц – максимальное расстояние до главной страницы не должно превышать три перехода. От этого зависит ссылочный вес, который, как правило, сосредоточен на главной и распределяется между остальными страницами за счет внутренней перелинковки.
В процессе разработки оптимизатор создает и внедряет схему внутренней перелинковки. Она поможет передать максимум статического веса на ключевые страницы ресурса.
Техническая оптимизация
Не все технические SEO-ошибки на сайте заметны пользователю или существенно влияют на корректность работы ресурса. Потому в процессе тестирования на них редко обращают внимание.
Но подобные недоработки могут навредить позициям сайта в поиске. Например, из-за ошибки в robot.txt некоторые страницы могут не попасть в индекс – поисковые системы их просто не будут видеть. Потому в процессе работы над проектом SEO-специалист обеспечивает техническую оптимизацию ресурса: проводит регулярные проверки и составляет рекомендации и ТЗ для программистов.
Работы с текстовым наполнением
Оптимизация текстового контента – очень важный аспект работ по SEO на этапе разработки сайта. Контент влияет как на позиции сайта, так и на поведенческие показатели его посетителей.
SEO-специалист составляет ТЗ на контент, чтобы автор учел следующие критерии:
-
намерение пользователя – в первую очередь текст должен дать пользу посетителю, предоставить нужную и полезную информацию в удобной форме.
-
цель текста – контент должен выполнять определенную задачу: информировать, продавать, стимулировать поделиться контактными данными и пр.
-
ключевые слова – важно чтобы текст в полной мере отвечал на ту группу запросов, под которую оптимизирована страница;
-
технические требования – это критерии при проверке текста в специализированных сервисах, а именно: уникальность, плотность вхождения ключей, водность и т. д.
Оптимизация текстов еще на этапе создания сайтов позволяет значительно сэкономить время и усилия на дальнейшую переработку контента после запуска ресурса. Также на данном этапе оптимизаторы создают уникальные метатеги для каждой страницы, что положительно влияет на позиции ресурса.
Составление рекомендаций по наращиванию ссылочной массы
Чтобы ускорить дальнейшее продвижение, SEO-специалист составляет список сайтов-доноров, ссылки с которых будут наиболее ценными при внешней оптимизации. Для этого он анализирует ссылочный профиль конкурентов, а также наиболее трастовые информационные ресурсы в вашей нише.
При наращивании ссылочной массы на ранних этапах очень важно соблюдать осторожность. Резкий скачок в ссылочном профиле может навлечь санкции поисковиков. Потому оптимизатор должен тщательно спланировать динамику размещения бэклинков, чтобы профиль выглядел органично.
Внедрение SEO-рекомендаций в процессе разработки
Рассмотрим, как именно происходит взаимодействие оптимизатора с командой разработчиков на основных этапах создания ресурса.
-
Проектирование. В процессе создания макета будущего сайта SEO-специалист участвует в формировании структуры страниц и самого ресурса. Это позволяет заранее учесть особенности оптимизации контента и перелинковки.
-
Дизайн. Совместно со специалистом по UX оптимизатор тщательную проверку макетов. При создании дизайна важно обеспечить максимальную конверсионность страниц, а также возможность разместить весь необходимый контент.
-
Верстка. Ключевое требование поисковых систем к верстке – адаптивность. Сайт должен быть адаптирован не только для ПК. Важно, чтобы он корректно отображался и на других типах пользовательских устройств: телефоны, планшеты, ноутбуки и пр.
-
Программирование. На данном этапе очень важно не допустить SEO-недоработок на сайте. А именно: обеспечить корректную индексацию, избежать дублирования контента, битых ссылок и некорректных редиректов.
-
Тестирование. На этапе тестирования SEO-специалист проводит финальный комплексный аудит ресурса, чтобы убедится в качестве выполнения всех предыдущих этапов.
-
Запуск. Перед запуском сайта важно выбрать правильное доменное имя и хостинг для ресурса. От этого может зависеть эффективность дальнейшего продвижения в поиске, а также корректность работы сайта.
Конечно, участие оптимизатора в разработке может замедлить работу над проектом. Но только в том случае, если команде разработчиков раньше не приходилось учитывать особенности SEO для сайтов. Потому при выборе подрядчика на разработку сайта мы рекомендуем заранее выбирать компанию, способную обеспечить эффективную базовую оптимизацию при создании сайта.