С точки зрения покупателя онлайн-магазин автозапчастей выглядит очень просто. Это удобная площадка, где можно подобрать и приобрести необходимые комплектующие в пару кликов на любом гаджете. Но с точки зрения бизнеса и разработчиков – это комплексное решение, требующее правильного подбора технологий, тщательно проработанной программной архитектуры и продуманного UX.
В этом материале мы расскажем, из чего состоит интернет-магазин автозапчастей. Опишем основные составляющие, внутренние механизмы и базовые интеграции таких решений. Понимание структуры таких продуктов может открыть вам пару свежих идей для развития продаж онлайн, или даже поможет обдумать путь диджитализации собственного бизнеса.
Почему важно уделять внимание структуре eCommerce-площадки?
Из чего вообще состоит онлайн-магазин? Если рассматривать его с точки зрения бизнеса и пользовательской логики, то мы склонны описывать такой продукт как систему различных функциональных блоков. Это типичные компоненты eCommerce: продуктовый каталог с фильтрами, система поиска, продуктовая корзина и т.д. Однако в сфере продаж автокомплектующих реализация этих элементов усложняется огромной и сложной товарной номенклатурой, необходимостью специфических интеграций и т.д.
Как результат, качественная разработка интернет-магазина автозапчастей требует взвешенного подхода. От правильного определения структуры решения, выбора его составляющих и уровня их реализации зависит, насколько эффективным, рентабельным и конкурентным будет конечный продукт. Попытка "перепрыгнуть" этап исследований и предварительного проектирования площадки создает ряд рисков для всего проекта. Назовем их.
- Низкая производительность. Любая площадка eCommerce должна быть быстрой и давать мгновенный отклик на действия пользователя, такие как поиск, оформление заказа и т.д. В случае с eCommerce для автозапчастей это очень болезненный аспект, ведь торговые площадки в этой сфере работают с большими товарными базами. Недостаточное внимание к оптимизации поиска и обработки запросов может привести к потере клиентов – они просто пойдут на сайты и приложения конкурентов.
- Недостаточно гибкий поиск. Магазины автозапчастей нуждаются в очень больших и сложных товарных каталогах с очень детализированными возможностями фильтрации, чтобы пользователь мог найти то, что ему нужно. Речь идет, например, о необходимости фильтрации на основе марки и модели авто, интеграции каталога со схемами узлов, о логике совместимости комплектующих, подбора аналогов и т.д. Эти компоненты требует очень тщательной проработки.
- Проблемы с импортом данных в платформу. В случае с магазинами автозапчастей товарная номенклатура может измеряться миллионами позиций. Следовательно, импорт данных о складских запасах и ценах из разных источников становится нетривиальной задачей, пренебрежение которой приведет к проблемам с менеджментом заказов и обновлением товарной базы в реальном времени.
- Неэффективные интеграции. Очень часто онлайн-магазины автозапчастей нуждаются в многочисленных уникальных интеграциях. Например, многие поставщики имеют собственные API для передачи данных по продукции и единого стандарта здесь не существует. Пренебрежение подобными интеграциями ухудшит эффективность и удобство менеджмента товарной номенклатуры в магазине.
- Слабый сервис и потребительский опыт. Конкурентные онлайн магазины запчастей полагаются на качественный UX с богатым функционалом для конечного пользователя. Здесь речь может идти об удобном личном кабинете, программе лояльности, возможностях персонализации, фишках вроде подбора запчастей по VIN-коду и т.д. Отсутствие внимания к этим составляющим уменьшает конкурентоспособность магазина.
Это значит, что подбирать и прорабатывать составляющие eCommerce продукта магазина автозапчастей следует очень тщательно и последовательно. Проектирование UX и разработка программной архитектуры под него буквально определяет судьбу всего проекта.
Ключевые составляющие интернет-магазина автозапчастей
Начать следует с того, что любой онлайн магазин состоит из функционала eCommerce, личного кабинета пользователя и точек интеграции. Содержание и сложность этих компонентов зависит от индустрии, в которой работает магазин. К примеру, в секторе автозапчастей важную роль играет функционал поиска и баз данных для интеграций.
Ниже мы подробно разберем основные составляющие eCommerce решения магазина автозапчастей, учитывая современные тренды UX и реалии рынка.
Каталог товаров
Построение каталога товаров для магазина автозапчастей связано с рядом сложностей. Огромная товарная номенклатура (иногда речь идет о более чем десяти миллионах позиций) порождает ряд вызовов импорта данных, обновления каталога и быстродействия обработки запросов. Этим онлайн-магазины автомобильных комплектующих отличаются от большинства других, более “легких” ниш eCommerce.
Более того, каталог должен быть удобным и продуманным, предоставлять пользователю исчерпывающую информацию о категориях товаров и отдельных продуктов, предлагать гибкую и глубокую систему фильтров, опции совместимости с моделями, узлами и марками авто, с другими комплектующими и т.п. Карты товаров должны быть информативными и медийно насыщенными, предлагая фото и видео товаров. Не стоит забывать также о том, что в веб-площадках каталог должен служить целям SEO и требует соответствующей проработки. Нехватка внимания хотя бы к одному из этих аспектов может существенно навредить бизнесу в долгосрочной перспективе.
Поисковая система
Возможности поиска – это слабое место многих eCommerce-площадок для автомобилистов. Часто поисковым системам в таких продуктах не хватает гибкости, быстродействия, или всего сразу. Это связано с тем, что даже магазин среднего масштаба вынужден оперировать номенклатурой с сотнями тысяч товарных позиций.
Стандартные решения по поиску, как правило, не рассчитаны на обработку больших объемов данных и сложных запросов. Как итог, далеко не всегда у операторов таких площадок есть знания и ресурсы для наладки "живого" поиска – для этого в продукт необходимо на уровне программной архитектуры заложить необходимые технологии и потенциал для масштабирования.
Наладка постоянного взаимодействия корпоративного софта с текстовыми движками вроде Elasticsearch требует привлечения по настоящему профессиональных и опытных разработчиков. Такие технологии работают на пользовательский опыт и конверсию, ведь позволяют гибко настроить алгоритмы ранжирования результатов поиска, чтобы сделать их максимально полезными для покупателя.
Интеграции
Ни один современный eCommerce немыслим без многочисленных интеграций внешних продуктов и сервисов для бизнеса. Эти интеграции позволяют автоматизировать рутинные процессы, повысить эффективность операций, улучшить динамику продаж и предоставить клиентам самый лучший пользовательский опыт. Онлайн-магазину запчастей может потребоваться целый ряд таких интеграций:
-
Системы управления запасами;
-
Системы бухгалтерского учета;
-
Сервисы доставки;
-
Платежные системы и сервисы;
-
Базы данных по автозапчастям (TecDoc, AutoData)
-
Кастомные API для обмена данными с поставщиками;
-
CRM-системы;
-
Системы и сервисы аналитики;
-
Инструменты для сервиса и поддержки клиентов.
Это совсем не исчерпывающий перечень. Выбор интеграций для конкретного проекта зависит от его масштабов и целей, от выбранной платформы для магазина и от множества прочих факторов. Настройка и тестирование разнообразных интеграций в eCommerce-площадках с автозапчастями обычно является очень трудоемким процессом. Ведь многие интеграции придется прорабатывать индивидуально.
Личный кабинет
Еще один неотъемлемый компонент eCommerce, так или иначе присутствующий в любом онлайн-магазине. Платформы для продажи автозапчастей – не исключение, на личном кабинете строится ряд важных фишек UX в этой индустрии.
- Персонализированный опыт. Обычно пользователи eCommerce могут сохранить в личном кабинете свои данные для удобства оформления дальнейших заказов. Но в магазине автокомплектующих этот функционал гораздо важнее: покупатель может сохранить марку и модель своего авто, указать особенности его сервиса и эксплуатации, чтобы упростить поиск запчастей и получать релевантные предложения.
- Программа лояльности. Личный кабинет часто выступает основой для реализации системы бонусов, специальных скидок или кэшбека. Такие предложения крайне важны для конверсии, удержания пользователя в магазине и построения с ним длительного партнерства.
- Отслеживание заказов. Как правило, именно в личном кабинете пользователь магазина может в реальном времени отслеживать статус выполнения своих заказов или даже следить за их доставкой в режиме реального времени.
Функционал личного кабинета может быть очень разным и зависит от потребностей бизнеса. В рамках кастомной разработки личные кабинеты обычно получают на первом релизе только базовые возможности, но в дальнейшем обогащаются новыми фичами.
Мы в общих чертах определили, из чего состоит интернет-магазин автомобильных запчастей: это товарный каталог, поисковая система, многочисленные интеграции и личный кабинет. Вместе эти компоненты образуют качественную систему eCommerce. Конечно, в том случае, если они реализованы на достойном уровне.
Какие интеграции нужны вашему eCommerce проекту автозапчастей
Выше мы отметили, что ни один онлайн-магазин немыслим без интеграций для бизнеса. И это не преувеличение: без многочисленных внешних сервисов eCommerce просто не сможет работать. На интеграциях для онлайн-магазина автозапчастей следует остановиться более подробно: мы рассмотрим пару специфических решений для этой индустрии.
Интеграция с внешними B2B-площадками
Онлайн-магазины автомобильных запчастей часто работают с десятками, иногда с сотнями поставщиков. Многие такие поставщики сегодня могут отдавать магазинам данные по своим товарам не только в формате прайс-листов, но и в удобном цифровом виде, через собственные API. Это помогает автоматизировать процесс заказа продукции, ускорить операции и в разы сократить количество ошибок.
Но не все так просто, ведь универсального формата такой интеграции не существует. На практике поставщики очень часто не хотят или не имеют возможности подстраиваться под запросы своих партнеров B2B для упрощения двух- или одностороннего обмена данными. Как итог, магазин сталкивается с необходимостью интегрировать в свою систему целый ряд отдельных API от разных поставщиков, и каждая такая интеграция фактически становится уникальной. Это существенный вызов для любой команды разработчиков, который требует времени для отладки и тестирования.
Интеграция со службами доставки
Типичный онлайн-магазин автозапчастей зачастую имеет некие логистические возможности. Как минимум это собственный/арендованный склад или 3PL-провайдер. А в случае крупных бизнесов речь может идти о разветвленной логистической сети из ряда складов, автосервисов и собственного транспортного флота. Так или иначе, эту логистическую сеть нужно интегрировать с внешними почтовыми сервисами и логистическими службами, которые могут взять доставку товара на себя. Это открывает удобные опции заказа для покупателя и одновременно разгружает логистическую сеть продавца.
Но качественная интеграция в площадку eCommerce внешних логистических служб требует отдельной проработки, особенно если их API имеют определенные технические ограничения или вообще не предусматривают необходимых магазину возможностей. Покупателям очень важно иметь возможность отслеживать в системе статус заказа и видеть сроки доставки. Реализация качественного просчета этих сроков на стороне магазина – это всегда непростая задача.
Мы сознательно не затрагивали множество других интеграций, которые понадобятся магазину автозапчастей: ПО для учета, системы управления запасами, CRM-системы и т.д. Ведь на практике именно взаимодействие с поставщиками и логистическими операторами оказывается наиболее трудоемким и требует особого внимания.
Разработка онлайн-магазина автозапчастей с WEZOM
Команда WEZOM работает на рынке решений для eCommerce уже 25 лет. Наши решения – это кастомный корпоративный софт для бизнеса, цифровые экосистемы, мобильные и веб-приложения любой сложности. Поэтому мы очень хорошо понимаем, из чего состоит eCommerce-продукт магазина автозапчастей, ведь наработали огромный опыт создания таких решений с нуля.
Портфолио WEZOM говорит само за себя. Нам доверяют такие топовые игроки автомобильного eCommerce как "Шипшина" и Zalem. Более того, у нас есть комплексный опыт создания продуктов для логистики и менеджмента автопарков. Клиенты обращаются к нам в поисках индивидуальных IT-решений, учитывающих все уникальные особенности и потребности отдельно взятой компании.
Если вас интересуют подобные возможности – вы читаете эти строки не зря. Обращайтесь за консультацией к нашим специалистам прямо сейчас. Они с удовольствием поделятся своим опытом и предложат самые лучшие решения именно для вашего бизнеса.
Выводы
Как показала наша многолетняя практика, автомобильная отрасль – одно из самых сложных направлений eCommerce. Основные составляющие интернет-магазина автозапчастей запомнить несложно: каталог товаров, поисковая система, набор интеграций и личный кабинет. Но каждый из этих компонентов достаточно сложен для реализации и требует от разработчиков невероятного внимания к деталям.
Мы бы дважды подумали перед тем, как доверить кастомную разработку подобного решения неопытным специалистам. Если вы размышляете над проектом такого магазина, лучшим вариантом будет обращение к зрелой IT-команде, что может показать успешные релевантные кейсы.