Ольга
Ольга
IT Sales Manager
18.10.2023

Дальнобой: мы оцифровали комплексный сервис аренды шин для грузовиков

Ольга
Ольга
IT Sales Manager
18.10.2023
18.10.2023
5.0
897
12 минут
0

Как диджитал меняет сферу грузоперевозок? Среди прочего, цифровые инструменты привносят прозрачность и управляемость в самые сложные сегменты автосервиса. В одном из наших недавних проектов, мы помогли оцифровать и автоматизировать бизнес ведущей украинской компании на рынке обслуживания и аренды шин для большегрузного транспорта. 

Наш клиент

К нам обратилась компания “Дальнобой” – настоящий пионер шинного сервиса в Украине. Команда компании с 1992 года оказывает автопаркам полный спектр услуг по подбору, обслуживанию, ремонту, страхованию и утилизации шин для тягачей, прицепов и грузовиков. Сегодня у “Дальнобоя” работают порядка 16 станций шиномонтажа по всей Украине.

Обслуживание шин на грузовиках – это сложный и ресурсоемкий сервис, который требует привлечения редких специалистов и драгоценного оборудования. За 30 с лишним лет своего существования компания разработала и реализовала десятки инноваций в этой сфере. И одним из главных таких ноу-хау на украинском рынке стал сервис аренды шин. 

“Дальнобой” – едва ли не единственная в Украине компания, которая сегодня предоставляет автопаркам шины в аренду. Эта услуга пользуется огромным спросом, потому что стоимость даже одной новой шины для тягача – это очень существенная статья расходов. Далеко не каждый предприниматель или небольшая компания могут позволить себе с легкостью менять шины на фурах, так что аренда “колес” стала практичным решением. Из нашего опыта работы в индустрии – почти все, кто имеет хоть какое-то отношение к логистике и грузоперевозкам, либо пользовались сервисом “Дальнобоя”, либо как минимум знают о нем. 

Проблема клиента

Итак, далеко не каждый автопарк может позволить себе одномоментную замену всей “резины” на грузовике – такие расходы планируются заранее, под них берутся кредиты и т.д. Аренда предлагает перевозчикам альтернативу: получить пригодные к поездке колеса можно получить “здесь и сейчас”, по приемлемой цене. Но как сделать такой сервис рентабельным?

Для начала, состояние сдаваемых в аренду шин нужно тщательно контролировать. В процессе эксплуатации шина теряет свой ресурс, у нее есть протектор – рабочая дорожка, “рисунок” колеса, которая со временем стирается от трения. Чрезмерный износ протектора означает потерю шины, использовать ее становится небезопасно. 

Стоимость аренды шины у “Дальнобоя” считается по специальной формуле, в которой учитывается тип транспорта, период использования, пройденный километраж и техническое состояние колеса (степень износа материала, остаточная глубина протектора, углы наклона стертости, наличие повреждений, порезов и т.д). Для этого специалисты компании проводят инспекцию арендованных шин на своих СТО, снимая необходимые параметры и проводя текущий сервис. 

До недавнего времени весь этот процесс фиксировался на бумаге – очень медленно, с ошибками и рисками человеческого фактора. Инспектор осматривал шины с очень подробным бланком, в который нужно было вручную внести все необходимые параметры. Специалист заполнял бланк по грузовику, фиксировал данные по каждой шине (а их только на одном прицепе может быть десяток). Затем этот документ сканировали и отправляли в центральный офис. Там данные переносились в систему учета (опять-таки, вручную) и обсчитывались по специальному алгоритму, который позволял выставить клиенту счет на оплату.

Команда “Дальнобоя” обратилась к нам, чтобы автоматизировать, оцифровать и упростить этот громоздкий процесс. Сбор параметров также нужно было сделать прозрачным и привести все данные к единому стандарту. Это позволило бы устранить из процесса инспекции коррупционные риски, упорядочить учет и правильно оценить реальный объем этого рынка в Украине. 

Рекомендуем почитать
Самые эффективные решения для eCommerce

Как не “слить” бюджет на разработку интернет-магазина? Как выбрать технологии? Как оценить стоимость проекта? Мы избавим вас от этих вопросов – реализуем разработку “под ключ”

Подробнее

Цели и задачи проекта

Клиент пришел к нам с проработанным техзаданием и четким пониманием того, что ему нужно. Для решения проблем инспекции шин нужно было оцифровать процесс инспекции через мобильное приложение. В приложении инспекторы могли бы автоматически фиксировать все данные о состоянии шины и предоставлять клиенту рекомендации по ее эксплуатации (обслужить, починить, заменить и т.д.).

Платформа должна была работать на Android-планшетах, специально закупленных для сотрудников шиномонтажных станций. Техническая реализация этого решения возлагалась на команду WEZOM. 

Главная цель проекта – реализовать мобильное приложение с функционалом для инспекции и обслуживания шин, в рамках уникальной модели бизнеса компании. 

Для достижения этой цели нам предстояло решить ряд задач:

  • Создать нативное мобильное приложение под Android;

  • Реализовать весь необходимый для сервиса функционал: распознавание автомобильных номеров, логика модерации инспекции шин, генерация колесных формул и т.д.

  • Разработать для платформы бэкенд, в котором будут обрабатываться собранные через приложение данные.

Как подбирались технологии

Команда выбирала технологии исходя из необходимого функционала и требований проекта. Продукт должен был работать на планшетах с диагональю в 10 дюймов, отличаться быстродействием и быть простым в поддержке. Поэтому мы сделали выбор в пользу нативной мобильной разработки на Kotlin

Для создания админпанели (т.е. бэкенда) разработчики изначально рассматривали вариант использования одной из популярных CMS. Но в ходе обсуждения ТЗ с клиентом пришли к необходимости разработки на GraphQL, чтобы заложить в продукт больше гибкости. В проекте также использовались PHP, React и MySQL.

Как мы построили работу

Проект состоял из стандартных этапов, по которым мы работаем последние несколько лет. 

Первым этапом стал Discovery Stage. На нем мы прорабатывали ТЗ клиента, подробно изучали его требования, формировали бэклог. Уже на этом этапе к работе подключился UX дизайнер, который начал отрисовывать первые прототипы экранов для оценки и согласования с клиентом. 

Когда концепция, дизайн и технологии были согласованы, можно было переходить к технической части проекта – созданию фронтэнда и бэкэнда. Наши разработчики работают по agile-методологии Scrum, в которой задачи распределяются по небольшим спринтам и выполняются силами небольших автономных команд. 

На этом этапе многие процессы велись параллельно, что позволило реализовать комплексное приложение с нуля меньше чем за полгода.

Как велась отчетность и коммуникация 

Основным каналом коммуникации с каналом клиента был канал в Telegram – там мы всегда могли ответить на вопросы или получить важную обратную связь в ходе работы. Регулярные митинги проводились в Zoom или Google Meet. В этом проекте коммуникация всегда была очень конструктивной. Для нас, как для разработчиков, работу очень упрощала техническая подкованность команды “Дальнобоя” – они хорошо понимали нюансы процессы создания софта. 

Для каждого спринта в проекте был согласован план работ и прописаны планируемые затраты времени на решение задачи для каждого специалиста. По итогам каждого спринта мы отчитывались перед клиентом по фактически затраченным часам и выполненным задачам. 

Команда презентовала клиентам итоги каждого спринта, показывала готовые экраны, элементы или модули, по возможности демонстрировала их работу на практике. В презентации спринтов непосредственно принимали участие разработчики. 

Какие вызовы мы преодолели

Особое внимание в этом проекте мы уделили UX – удобству использования и эргономике приложения. Важно было помнить, что инспекция шин не всегда может проходить в комфортных условиях. Специалисты могут проводить ее на улице, в перчатках, под дождем или снегом, ночью и т д.  

Именно поэтому мы быстро отказались от проработки вертикальной ориентации экранов (под смартфон). После отрисовки первого же колесной формулы стало понятно, что работать с ней неудобно, элементы становятся слишком мелкими для чтения и кликов.
Это позволило сосредоточиться на улучшении пользовательского опыта при использовании приложения на планшетах, в горизонтальной ориентации. 

Кроме того, команде пришлось повозиться с функционалом распознавания номеров транспортных средств. Замысел заключался в том, чтобы инспекторы могли наводить камеру на номерной знак машины и подтягивать все необходимые данные автоматически, вместо того, чтобы вводить номера вручную. 

Так что наши менеджеры гуляли по стоянкам грузовиков и пытались сканировать различные виды номерных знаков, потому что в функционал закладывалась возможность распознавания максимально разнообразных вариантов номеров – не только украинских, но и европейских. Эти возможности требовали тонкой настройки. Разработчики немного “забуксовали”, но в итоге все же вложились в дедлайн.

Рекомендуем почитать
Какие преимушества дает индивидуальный софт?

Инвестировать в собственные технологии гораздо выгоднее, чем в чужие продукты. Только индивидуальное решение сможет удовлетворить все уникальные потребности вашего бизнеса.

Узнайте больше о разработке ПО

Что мы разработали

Результатом разработки стало мобильное приложение, которое практически не имеет аналогов в своей нише. Оно диджитализирует техническую инспекцию шин в рамках уникальной бизнес-модели клиента. 

В платформе правильно модерируются все возможные сценарии проверки грузовиков на шиномонтажной станции – как при добавлении в базу новых машин, так и при работе со старыми пользователями. Как это работает? Рассмотрим основные экраны и модули решения.

  • На главный экран приложения выведены инструменты навигации и поиска, а также карточки сервисных обращений. В каждой карточке указано название организации клиента, номер и марка машины, причина обращения, данные по истории проведенных работ и т д. 

  • Для фиксации сервисного обслуживания машины специалисту достаточно навести камеру планшета на номерной знак – он будет распознан автоматически. Если номер есть в базе, то все необходимые данные подтянутся из нее автоматически. Если номера в базе нет, то новое транспортное средство можно тут же внести в нее. 

  • На экране создания новой инспекции фиксируются вид, класс и модель транспортного средства. Это может быть грузовик, тягач или прицеп – для разных типов транспорта формулы расчета стоимости аренды шин отличаются. Тут также фиксируются данные для учета: организация клиента, контакты водителя, сканы техпаспорта, фото номера и машины, показания одометра и т д. 

  • Непосредственно для проведения инспекции реализован экран с колесной формулой. На нем мы видим инфографику, схематически представляющую вид транспортного средства снизу. Каждое “колесо” – это отдельное шиноместо со своим номером. При этом целые шины в ходе подсвечиваются зеленым цветом, а проблемные – красным. 

  • У каждого шиноместа есть свой собственный экран, в который вносится вся необходимая  информация о шине. Это ее марка, вид, модель, типоразмер серийный номер и т.д. Сюда инспектор может внести все технические показатели по колесу (давление, ОГП, и т. д.). 

  • Одним из важнейших показателей для инспекции шины является остаточная глубина протектора (ОГП), которая измеряется в миллиметрах. Речь идет о степени стертости протектора шины. Счет за использование шины во многом зависит именно от ОГП.

  • Наконец, инспектор может зафиксировать через экран шиноместа информацию об износе и повреждениях шины. От также может внести рекомендации по необходимым работам и дальнейшей эксплуатации колеса. 

С технической точки зрения у приложения есть несколько важных особенностей, которые делают эту схему работоспособной:

  • автоматическое распознавание номера транспортного средства; 

  • сложная модерация инспекции по различным триггерам и сценариям; 

  • генерация колесных формул, которые были отрисованы прямо в мобильном приложении. 

Вся собранная через приложение информация поступает в бэкенд. На его стороне проводятся  расчеты стоимости сервиса по каждому колесу, по каждому транспортному средству. Сложно даже представить, что до недавнего времени весь этот многоступенчатый процесс вели вручную, на бумаге. 

Результаты разработки

Разработка позволила компании автоматизировать инспекцию и диагностику шин. “Дальнобой” ушел от бумажной волокиты, которая съедала массу времени и средств, порождая при этом путаницу и ошибки. Процесс оформления инспекций стал проще и ускорился в разы. 

В то же время, компания практически устранила возможности недобросовестного проведения инспекции и коррупционные риски. Ведь при переносе процессов в “цифру” у персонала исчезает соблазн “закрыть глаза” на какие-то проблемы с шинами, даже если водители намекают на это. Это важно, в том числе, и с точки зрения безопасности на дорогах. 

Качество сбора данных по инспекциям шин существенно повысилось, теперь они стандартизированы. Это позволило клиенту получить более релевантное представление о своих активах и состоянии рынка. Диджитализация открыла возможности для более сложной бизнес-аналитики, повысила качество принятия решений. 

На сегодня продукт успешно запущен и приносит пользу компании. Команда WEZOM постоянно работает над апдейтами приложения, улучшая клиентский опыт и добавляя новый функционал. Один из ближайших планов развития системы – реализовать в схемах колесных формул интерактивность, сделать их “кликабельными”. Этот функционал задумывался еще на старте проекта, но был оставлен “на потом”. Ведь в приоритете была реализация ключевой логики приложения и ее “обкатка” на практике. 

Для команды WEZOM работа над решением для “Дальнобоя” стала одним из самых необычных проектов в логистическом секторе за последние годы. Успех системы еще раз доказывает, что при подборе правильных инструментов и технологий диджитализировать можно практически любой сервис, любую услугу.  Важно лишь найти правильную идею, и подобрать опытную команду, способную вдохнуть в нее жизнь.

Ольга
Про автора
Ольга
IT Sales Manager
Опыт работы 7 лет
Подбираю IT-решения для роста бизнеса клиентов. Не допущу "слив бюджета", гарантирую понятность, прозрачность и результат
Больше статей от автора
Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 1
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.