Василий
Василий
IT Sales Manager
28.11.2022

Будущее логистики: или зачем перевозчикам блокчейн и смарт-контракты

Василий
Василий
IT Sales Manager
28.11.2022
28.11.2022
5.0
1828
0

Уже несколько лет мир захлестывает блокчейн-лихорадка: майнинг криптовалют и продажу NFT не обсуждают разве что далекие племена бассейна Амазонки. И то не факт. При этом далеко не все осознают потенциал блокчейн-технологий, способных вывести логистическую сферу на качественно новый уровень, сделав цепочки поставок надежнее и прозрачнее.

И речь тут идет не о какой-то далеком будущем, а о рабочей технологии, уже входящей в мейнстрим мировой экономики. Так, Всемирный экономический форум возлагает на блокчейн большие надежды, надеясь, что эта технология поможет быстро возобновить прерванные кризисом цепочки поставок товаров и тем самым ускорить рост мировой экономики. Это подтверждает и постоянное развитие глобального рынка блокчейн-технологий. Например, согласно прогнозам MarketsAndMarkets объем рынка блокчейн-решений для логистических цепочек, составлявший в 2020 году лишь 253 миллиона долларов, уже к 2026 году достигнет отметки в 3,3 миллиарда долларов. Проще говоря, мы наблюдаем очередную цифровую революцию.

Как работает блокчейн?

Что такое блокчейн и для чего он нужен? Если не вдаваться в технические подробности, то суть блокчейна описана в самом его названии - это “цепочка блоков” с данными (транзакциями). При этом каждый блок из данной цепочки содержит информацию о предыдущем, а данные в блоке защищаются хеш-функцией.

На практике это означает распределенный реестр с информацией, одинаково доступный для всех участников сети. Фактически это означает невозможность тайно вносить изменения в блокчейн-сеть. При этом пользователям сети не нужен модератор или посредник, который отвечает за сохранность данных, ведь гарантом безопасности данных транзакций выступает сама структура блокчейна.

Блокчейн стал находкой для усложняющейся современной логистики. С его помощью можно с минимальными издержками защитить цепочку поставок от человеческого фактора и коррупционных рисков. Не лишним будет блокчейн и в финансовых операциях, ведь он дает возможность проводить транзакции без привлечения к ним банков или чиновников.

Еще одной сильной стороной этой технологии станет внедрение смарт-контрактов - алгоритмов, которые работают по принципу блокчейна, и при соблюдении ряда условий способны выполняться автономно, не требуя человеческого вмешательства. При желании в такой алгоритм можно упаковать практически любую бизнес-логику взаимодействия между контрагентами: обмен данными, документацией, выполнение расчетов и прочее.

Как использовать блокчейн в логистике?

Блокчейн предоставляет транспортным компаниям надежную платформу для транзакций, при этом не вовлекая в процесс медлительный госаппарат или юридические органы.

Сеть блокчейна может обеспечить всем участникам логистической цепочки прозрачность операций и отслеживаемость грузов. С ее помощью можно упростить контроль товарных запасов и урегулирование споров при транспортировке грузов. Использование смарт-контрактов позволяет создать надежную и при этом полностью автономную систему расчетов между контрагентами. Также они позволяют выстроить систему электронного документооборота или проведения тендеров.

Одной из основных сфер внедрения блокчейна стали морские грузоперевозки. Примером служит логистический гигант Maersk, который в 2018 году совместно с IBM внедрил в свои процессы систему TradeLens для оцифровки логистических цепочек. Свою платформу он создал на основе блокчейна Hyperledger Fabric: система дает возможность пользователям мониторить транспортировку грузов в режиме реального времени, оперативно обмениваясь таможенными данными и электронной документацией. На данный момент к TradeLens подключились сотни партнеров во всем мире, в том числе украинская таможня, через систему сегодня проходит чуть ли не половина мировых контейнерных перевозок. У TradeLens есть достойный по масштабам конкурент - блокчейн-платформа GSBN, которую в 2020 году создал консорциум девяти морских транспортных операторов.

Блокчейн-сети могут похвастаться успехами и на суше. Например, Walmart - крупнейший ритейлер в США, который использовал блокчейн для разработки автоматизированной системы менеджмента расчетов со сторонними логистическими компаниями. Проблема управления расчетами постоянно была для компании слабым местом и требовала много ресурсов, поскольку торговая сеть сотрудничает с десятками, если не с сотнями партнеров.

Кроме уже ранее упомянутой TradeLens, компания IBM также разработала проект Food Trust, помогающий отслеживать происхождение продуктов питания, отслеживать их транспортировку и состояние в режиме онлайн. Среди пользователей проекта стоит упомянуть таких гигантов, как Nestle и Walmart.

Еще одной компанией, использующей блокчейн, стала швейцарская компания SkyCell, занимающаяся разработкой и выпуском термоконтейнеров для фармацевтической продукции, в том числе вакцин. В данном случае блокчейн-сеть собирает данные с IoT-датчиков в контейнерах с препаратами, что позволяет поддерживать в них оптимальный температурный режим во время перевозки.

Проблемы внедрения блокчейна

При всех очевидных выгодах новой технологии, ее использование пока остается нишевым. Правильное внедрение блокчейна требует от компаний определенного уровня знаний в технологиях и надлежащей аналитики данных. Кроме того, не стоит забывать, что внедрение смарт-контрактов окажется просто бесполезным в компаниях, где большинство процессов выполняются менеджерами вручную, а информация фиксируется в электронных таблицах или вообще на бумаге.

При всей своей революционности блокчейн-индустрия пока не может предложить логистическому рынку универсальных решений. Самые распространенные в мире блокчейны вроде сетей Bitcoin и Etherium плохо подходят для использования в логистике. Крупнейшие мировые криптовалюты до сих пор испытывают проблемы со скоростью работы, энергозатратностью, масштабируемостью и высокой скоростью транзакций.

Поэтому транспортным компаниям приходиться либо подключаться к уже действующим чужим платформам, вроде TradeLens, либо инвестировать в кастомную разработку индивидуального продукта на блокчейне.

Самыми многообещающими выглядят публичные платформы, на которых можно запускать отдельный блокчейн, позволяющий работать с внешними сетями. Такие цепочки называют “парачейнами” (parachains). Такие парачейн и кросс-блокчейн платформы, как BTC Relay и Polkadot в будущем могут оказаться очень полезными в разработке решений для бизнеса.

Какое будущее ждет блокчейн в логистике?

Если подытожить, то использование блокчейна, во всяком случае в логистике - это уже не будущее, а современность. Особенно если говорить о сфере контейнерных перевозок. И хотя технология пока не стала массовой, а проекты на блокчейне запускают, в основном, либо огромные компании, либо небольшие рисковые стартапы, в ближайшем будущем эта технология будет становиться все более популярной. Ведь возможности технологии очевидны, вопрос лишь в том как внедрить ее в бизнес - в разумные сроки и с приемлемым бюджетом. 

Не стоит заблуждаться, что блокчейн - это история лишь о майнинге и его производных. Уже сегодня логистическим компаниям надо пристально следить за трендами в отрасли, одновременно с этим занимаясь подготовкой специалистов и инфраструктуры, а также поиском надежных партнеров с опытом работы в этой отрасли. Уже завтра блокчейн может подарить массовому рынку TMS и WMS решений невиданные возможности. 

Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 2
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.