Мы живем в мире мобильного интернета, сегодня смартфонами пользуются более 4 миллиардов человек по всему миру. Современный человек в среднем производит в различных мобильных приложениях около двух часов в день. Следовательно, бизнес не может игнорировать мир мобайла – наоборот, возможности мобильных приложений в продажах, сервисе и коммуникации с клиентами нужно использовать на 100%. Поговорим о том, как создать мобильное приложение с нуля. Как разрабатываются мобильные приложения? Будет ли такая разработка актуальной в 2024 году?
Стоит ли сейчас разрабатывать мобильное приложение?
Диджитал может предоставить бизнесу множество разнообразных инструментов: соцсети, маркетплейсы, мессенджеры, сайты на готовых шаблонах и движках и т.д. Так возникает вопрос – стоит ли вообще сегодня инвестировать в такой инструмент как приложение?
Ответ на этот вопрос стоит рассматривать с учетом бизнес потребностей. Небольшие компании вполне могут обойтись без приложения. Ведь базовые задачи eCommerce можно решать через страницы в Instagram и Facebook, или через маркетплейсы.
Однако с ростом масштабов бизнеса все меняется, возможностей соцсетей, маркетплейсов и мессенджеров становится мало. Почему?
-
соцсети и маркетплейсы не позволяют построить уникальный UX для клиентов;
-
с ними практически невозможно эффективно автоматизировать бизнес-процессы, большинство задач придется выполнять вручную;
-
такие инструменты имеют ограниченные возможности аналитики, или не имеют их вовсе;
-
Они постепенно становятся неудобными, поскольку важнейший для сотрудников функционал часто разделен между разными платформами.
-
использование таких инструментов в ключевых бизнес-процессах создает дополнительные риски кибербезопасности.
Следовательно, разработка собственного мобильного приложения остается актуальной для любого бизнеса, который стремится к расширению и развитию, хочет выделиться среди конкурентов и предложить своим клиентам уникальный опыт.
Об этом свидетельствует состояние рынка. По данным Research and Market, в 2022 году глобальный рынок мобильных приложений достиг отметки в $207,4 млрд, а к 2030 году должен достичь объема в $578,3 млрд. То есть увеличиться более чем вдвое. По прогнозам аналитиков, один лишь магазин приложений Google в ближайшие 7 лет покажет среднегодовой темп роста в 15,3%. К концу прогнозируемого периода его рыночный объем вырастет до $248,9 млрд. Сегмент Apple Store покажет среднегодовой темп роста в 12,7%. Уже сегодня в экосистеме Apple насчитывается более 900 млн платных подписчиков.
Так что создание мобильного приложения не теряет актуальности. Напротив, аудитория пользователей смартфонов сегодня велика как никогда.
Самые распространенные типы мобильных приложений
Мобильные приложения – это огромная категория ПО, предназначенного для работы на мобильных устройствах. Приведем основные их типы.
Нативные приложения
Это софт, который целенаправленно разрабатывается под ту или иную мобильную ОС (обычно речь идет об IOS и Android). Разработка таких приложений осуществляется на нативных технологиях (например Kotlin и Android Studio под ОС Android, Swift и XCode под IOS).
Нативные приложения отличаются высоким быстродействием и наилучшими возможностями использования нативных функций смартфона, таких как геолокация, камера или гироскоп. Они публикуются в Google и Apple и проходят базовую проверку безопасности. Их дизайн и базовый функционал должны соответствовать стандартам платформ Google и Apple.
Кроссплатформенные приложения
Эту разновидность приложений еще называют гибридной. Они похожи на нативные приложения, ведь так же публикуются в сторах, но в отличие от нативных разрабатываются сразу под несколько ОС (как под IOS, так и под Android).
Такое приложение использует единую кодовую базу на различных операционных системах, что становится возможно благодаря средствам кроссплатформенной разработки. К примеру, такие возможности дают фреймворки Flutter, React Native и Xamarin.
Кроссплатформенные приложения могут уступать нативным в быстродействии и некоторых сценариях, но их разработка и поддержка в целом намного дешевле. Удачно реализуемое кроссплатформенное приложение может ни в чем не уступать нативной разработке.
Веб-приложения
К этой категории можно отнести решения, работающие на веб-технологиях: одностраничные приложения (single page application, SPA) и прогрессивные веб-приложения (progressive web application, PWA).
Приложение SPA работает как HTML-страница, содержимое которой обновляется "на лету", без перезагрузки. Типичный пример реализации SPA – почта Google, где содержимое ящика обновляется мгновенно. SPA работает на ресурсах браузера, хотя может выглядеть как типичное мобильное приложение.
Приложения PWA также построены на веб-технологиях и могут включать в себя функционал SPA. Но они также перенимают возможности нативных приложений. К примеру, PWA способны отправлять пользователю push-уведомления и работать автономно, без доступа к сети. Их можно добавить на экран гаджета отдельной иконкой.
Оффлайн-приложения
Это подтип мобильных приложений, в которых хорошо продуман функционал для работы без доступа к сети. Такие приложения позволяют работать с заранее сохраненными в кэше устройства файлами и документами. Когда доступ к сети появляется, они автоматически обновляют кэш и данные в облаке.
Такие приложения могут реализовываться как нативный софт или как PWA-приложения, использующие кэш браузера. Типичный пример офлайн-приложений: Youtube,Google Maps, Netflix – все эти платформы позволяют хранить данные и контент для использования или воспроизведения в автономном режиме. Существуют даже офлайн-мессенджеры типа Bridgefy и Walkie Talkie, позволяющие пользователям общаться без доступа к сети.
Приложения для периферии
Отдельно можно рассматривать разновидность ПО, создаваемого на мобильных или веб-технологиях под различные периферийные гаджеты и устройства. Это могут быть приложения для фитнес-трекеров и смарт-часов, приложения для смарт-телевизоров, для устройств умного дома. Обычно такая электроника тесно интегрирована со смартфонами.
Подобные решения стремительно развиваются, чтобы быть энергоэффективным и оптимально использовать особые возможности периферии (например сенсор сердечного ритма и акселерометр смарт-часов). Приложения для смартфонов, смарт-часов и интернета вещей позволяют строить единственную пользовательскую экосистему, в которой устройства обмениваются данными между собой.
Это только условная типология мобильных приложений. Ведь на этом рынке существует немало индивидуальных решений, которые являются уникальными. Их можно отнести сразу к нескольким типам.
7 шагов разработки мобильных приложений
Разработка мобильных приложений требует тщательной подготовки, детального планирования и слаженной работы всей команды. В практике WEZOM мы используем для разработки принципы Agile и методологию Scrum, предусматривающую работу небольшими спринтами и итеративный подход. В большинстве проектов можно выделить следующие ключевые этапы разработки мобильного приложения.
Discovery stage
Если проект стартует с нуля, первым его этапом должно быть исследование требований и проблем клиента, анализ специфики и ситуации на рынке, изучение решений конкурентов и запросов пользователей.
Это позволяет предварительно определить основную идею и функционал продукта, обозначить его масштабы, цели, сроки, бюджет и вероятные риски. Discovery stage позволяет четко сформулировать концепцию проекта или продуктовую гипотезу, описать, как будет работать монетизация приложения и т.д.
Подготовка ТЗ и проектирование
Когда цели проекта определены, разработчики четко определяют, что нужно для создания мобильного приложения. Они составляют детализированное техническое задание, формулируют архитектуру нового продукта, фиксируют его в спецификациях и выбирают подходящий стек технологий.
В то же время начинается прототипирование. Логику UX приложения верхнеуровнево прорабатывают в формате mind map и вайрфреймов. Так называют упрощенные схемы экранов или страниц, на которых показывается структура элементов интерфейса и взаимодействие между ними. Mind map, в свою очередь, позволяет визуализировать иерархию экранов приложения.
Оценка и планирование
На основании ТЗ и спецификации командой разработки формируется смета проекта, в которой определяется объем работ, сроки и необходимые для их реализации ресурсы. На этом этапе формируется состав команды, определяются роли и зоны ответственности участников.
Согласно принципам Agile, мы формируем для работы над проектом относительно небольшую команду специалистов, вносим задачи разработки в бэклог по приоритетности и разбиваем их на спринты продолжительностью в две-три недели.
Дизайн
На этом этапе дизайнеры создают визуальные и UX решения приложения, чтобы сделать его удобным, функциональным и привлекательным для пользователя. Они опираются на верхнеуровневые макеты и вайрфреймы для детальной проработки иконок, анимаций и других элементов UI/UX.
В работе над визуалом и пользовательским опытом приложений дизайнеры WEZOM полагаются на стандарты Nieelson Norman и методику дизайн-мышления IBM. Кроме того, UI/UX должен следовать требованиям мобильных платформ Google и Apple – они регулярно обновляют свои гайдлайны. К примеру, Google использует дизайн систему Material Design, а Apple – требования Human Interface Guidelines.
Техническая реализация
Когда дизайн продукта утвержден, разработчики могут реализовать проект на техническом уровне. Специалисты фронтенда реализуют пользовательскую часть приложения, используя нативные технологии или фреймворки кроссплатформенной разработки. Бекенд-разработчики программируют серверную часть, налаживают бизнес-логику, хранение, обмен данными и т.д.
Это самый сложный этап проекта, который может потребовать нескольких месяцев разработки. В нашей практике мы используем итеративный подход, позволяющий шаг за шагом улучшать качество продукта. Сюда же можно отнести интеграцию в приложение всех необходимых внешних сервисов и API, которые могут отвечать за существенную часть его функционала.
Контроль качества
Тестирование является важной частью разработки. Его цель - гарантировать качество и работоспособность ПО, найти и устранить любые баги в мобильных приложениях, ликвидировать ошибки и уязвимости. Тестирование может осуществляться в несколько этапов, с использованием ряда методов, оно может быть автоматизированным или мануальным, функциональным и нефункциональным, охватывать различные методики тестов (юнит-тесты, интеграционные тесты, регрессивное тестирование и т.д.). В работе над мобильными продуктами мы всегда тестируем каждый модуль уже во время разработки, а также проводим финальное регрессивное тестирование, чтобы убедиться в стабильности взаимодействия модулей между собой.
В работе над ПО мы всегда тестируем каждый модуль уже при разработке, а также проводим финальное регрессивное тестирование, чтобы убедиться в стабильности взаимодействия модулей между собой.
Запуск приложения
Это релиз продукта – приложение становится доступным для конечного пользователя. Запуск может производиться двумя путями. Первый – публикация приложения в диджитал-магазинах (Google Play, App Store), если он был создан для широкой публики. Второй – размещение на серверах клиента – если продукт создан для внутреннего использования в компании.
Публикация приложений в диджитал-магазинах требует выполнения ряда требований. Поставщик приложения должен соблюдать стандарты безопасности и дизайна, следовать политике платформы и при необходимости оплатить комиссию. Кроме того, нужно подготовить все необходимые для размещения материалы: текстовые описания, скриншоты, видео и т.д.
Но даже когда приложение ушло в релиз, работа разработчиков обычно не завершается. По меньшей мере, команда WEZOM гарантирует качество и устраняет любые технические проблемы в течение месячного гарантийного периода. Однако в большинстве случаев речь идет о полноценной пострелизной поддержке – разработчики работают над новой версией MVP приложения, улучшают функционал или готовят к запуску новые модули.
Создание мобильных приложений для вашего бизнеса. Откройте новые возможности вместе с нами!
Безопасность мобильных приложений
Сегодня вопрос киберзащиты становится для всей диджитал-индустрии ключевым, утечки данных ежегодно наносят миллионные убытки в разных секторах экономики. Как создать мобильное приложение, которое будет безопасным для бизнеса и пользователей? Этот вопрос можно рассматривать как с точки зрения разработки, так и с точки зрения поддержки продукта.
Работа над безопасностью при разработке
Есть несколько рекомендаций, которым важно следовать при работе над продуктом.
-
В идеале цикл разработки мобильного приложения должен содержать непрерывный анализ уязвимостей. Это можно достичь через итеративный подход и комбинацию методов автоматизированного и мануального тестирования.
-
Разработка должна следовать всем современным регулятивным требованиям и международным стандартам безопасности: GDPR, PCI DSS, NIST, HIPAA и т.д. Все эти стандарты налагают на разработчиков и владельцев ПО жесткие требования по защите персональных данных и критически важной информации.
-
Использование безопасных методов кодирования и шифрования данных, дополнительных механизмов авторизации (например, по биометрическим данным, по токену и т.д.).
-
Если в проекте используется open-source код, то его следует тщательно проверять и тестировать на уязвимости. Полезно также следить за отчетами баг-хантеров и аналитических инициатив, таких как CVE, BugCrowd, HackerOne и т.д.
Онлайн-магазины стали одной из излюбленных целей для хакеров. Как им противодействовать?
Обеспечение безопасности после разработки
Работа над кибербезопасностью – это процесс, который продолжается и после релиза приложения:
-
необходимо мониторить уязвимости и оценивать риски для безопасности, заблаговременно принимать меры по минимизации ключевых угроз;
-
важно регулярно обновлять приложение и исправлять любые найденные ошибки и уязвимости.
-
Если это возможно, команда поддержки приложения должна наладить сотрудничество с поставщиками внешних сервисов и API, чтобы реагировать на угрозы своевременно и скоординированно.
-
Владелец приложения должен информировать пользователей о рисках и обучать их правилам кибербезопасности.
Не секрет, что три четверти успешных кибератак начинаются с человеческих ошибок и опрометчивости. Хакеры активно используют фишинг и методы социальной инженерии, чтобы добиться своего. Следовательно, киберзащита – это не только задача технических специалистов, но и комплексная политика всей компании.
Как разместить приложение в маркетплейсе
Мы уже упоминали, что размещение приложений в Apple и Google требует соблюдения ряда требований платформы и определенных затрат. Рассмотрим оба магазина подробнее – какие шаги понадобятся, чтобы опубликоваться там?
Добавление приложения в Google Play Market
Шаг первый – создайте аккаунт разработчика. Такой аккаунт можно связать с существующим аккаунтом Google. Для регистрации нужно оплатить комиссию в 25 долларов, на рассмотрение заявки обычно длится не больше 48 часов.
Шаг второй – внесите информацию о своем приложении. После регистрации вы получаете доступ к Google Play Console – именно здесь необходимо добавить ваш продукт. Для этого нужно выбрать в меню слева опцию All Apps, а затем нажать на Create Application. Так вы получаете доступ к интерфейсу создания приложения: здесь нужно выбрать его тип, вписать название и описание, добавить иконку, скриншоты и т.д.
Шаг третий – загрузка файлов. APK или бандл-файлы вашего приложения добавляются через раздел Application Releases. Здесь можно выбрать тип релиза (например, выпуск альфа- или бета-версии). Кнопка Create Release позволит перейти к загрузке файлов.
Шаг четвертый – укажите возрастные ограничения. Ограничения по возрасту можно и не устанавливать, однако приложения без такой оценки могут быть удалены с платформы. Внести информацию можно через разделы Store Availability и Content Rating. Там будет анкета на несколько вопросов, посвященная контенту приложения.
Шаг пятый – установите модель распространения и цены. Чтобы сделать это, перейдите через меню в страницу Pricing and Distribution. Здесь можно установить модель распространения приложения (платное/бесплатное), определить регионы его распространения, наличие рекламы и цену (если речь идет о платном решении).
Шаг шестой – опубликуйте приложение. Для этого нужно выбрать раздел Release Management и найти пункт App Releases. Перед публикацией следует еще раз проверить, корректно ли внесены данные, горят ли зеленые галки рядом с пунктами цены, возрастных ограничений и модели распространения приложения. Если все хорошо, выберите Confirm rollout.
Проверка приложения в Google Play может длиться довольно долго, иногда более недели. Если вашу заявку рассмотрят, вы получите уведомление в Play Console.
Добавление приложения в App Store
Чтобы публиковать что-то в магазине Apple, нужно создать аккаунт разработчика, он стоит 99 долларов в год.
-
Первый шаг – создайте приложение в App Store Connect. Для этого нужно предоставить только определенную базовую информацию о приложении, включая название. Загрузить его можно только после регистрации в программе Apple Developer, которая также предоставляет средства разработки и тестирования.
-
Второй шаг – заполните страницу продукта. На странице нужно будет указать всю необходимую информацию: описание, рекламный текст, ключевые слова, скриншоты, видео, поддержка стран, возрастные ограничения, покупки и подписки в приложении и т.д.
-
Третий шаг – отправьте приложение на проверку. После того как вся необходимая информация внесена, и приложение подгружено, остается только ждать модерации. Apple очень строго рассматривает все приложения на соответствие политике платформы и стандартам дизайна. Чтобы опубликоваться с первого раза, следует тщательно изучить все гайдлайны Apple для разработчиков.
Обычно модерация приложений в App Store длится довольно быстро, не больше 48 часов. При этом ее производят не алгоритмы, а люди, модераторы Apple.
Индивидуальная разработка iOS приложений. Превратите идею в действительность с нашей командой!
Сколько стоит разработать мобильное приложение
На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ, ведь одно приложение может стоить 5 тысяч долларов, а другое – 150 тысяч. Всё зависит от масштабов и сложности проекта, от выбранных технологий (а соответственно и от доступности специалистов). Стоимость любой разработки в целом формируется по принципам рынка и зависит от рейтингов (это стоимость часа работы разработчиков) в отдельном регионе, в отдельно взятый период.
Как представить себе хотя бы приблизительную стоимость проекта? В качестве примера приведем разработку мобильного приложения для eCommerce. Сегодня создание такого продукта потребует примерно 700-800 часов разработки. Следует умножить эти часы на средний рейт (например, $60), чтобы получить ориентировочную стоимость создания приложения для потребностей бизнеса.
Впрочем, это не значит, что разработка уже со старта будет нуждаться в таких средствах. Многие проекты начинаются с создания MVP - минимально жизнеспособного продукта, позволяющего тестировать гипотезы и прорабатывать функционал. Запуск MVP требует относительно небольших инвестиций, а затем его можно будет развивать постепенно, расширяяфункционал мобильного приложения через новые модули. Чтобы оценить все возможности, сроки и расходы именно в вашем проекте, рекомендуем проконсультироваться с нашими специалистами.
Создайте ваше приложение вместе с WEZOM
Мы рассказываем о тонкостях создания мобильных приложений по собственному опыту, ведь в нашем портфолио есть десятки успешных кейсов такой разработки. Это нативные и кросс-платформенные мобильные решения, одностраничные приложения и PWA. Наша команда создает продукты для различных индустрий: от eCommerce и онлайн-дейтинга до решений корпоративного класса, применяемых в промышленности и логистике.
Недавно мы разработали собственный микросервис для онлайн-чата на базе NestJS, значительно упрощающего разработку новых мобильных решений. Это модуль, обеспечивающий мгновенный и безопасный обмен сообщениями без использования сторонних сервисов. Его можно встроить буквально в любое приложение.
Если вас интересуют подобные продукты для развития собственного бизнеса – обращайтесь за консультацией к нашим специалистам прямо сейчас. У них за плечами более 20 лет опыта в индустрии, поэтому они знают, как создать мобильное приложение с нуля.
Выводы
Итак, мобильные приложения сегодня актуальны как никогда – рынок этих решений стремительно растет вместе с базой пользователей устройств на Android и iOS. Приложения предоставляют бизнесу дополнительную эффективность, обеспечивают удобство и доступность сервиса
Следовательно, бизнес не может игнорировать возможности мобильных приложений. Это могут быть как полноценные нативные и кроссплатформенные разработки, требующие установки на смартфон, так и веб-приложения, которые могут работать на любом гаджете с браузером.
Разработка приложений требует профессиональной команды, тщательного планирования и опыта менеджмента в IT. Разумеется, далеко не каждый бизнес имеет такие компетенции и ресурсы. Если вам нужно мобильное приложение, первым шагом может стать консультация с командой опытных разработчиков.
FAQ
Сколько стоит разработать мобильное приложение?
Расходы зависят от того, как разрабатываются мобильные приложения. Следует учитывать сложность, масштабы и технологии проекта, а также текущую ситуацию на рынке разработки. Проекты мобильной разработки могут выглядеть по-разному: это и запуск простейших MVP за 5-10 тысяч долларов, и онлайн-магазины за 50 тысяч, и комплексные корпоративные продукты стоимостью в сотни тысяч долларов.
Какие существуют типы мобильных приложений?
Классифицировать мобильные приложения можно по-разному. Нативные и кроссплатформенные приложения, PWA и SPA приложения на веб-технологиях, онлайн и оффлайн-приложения, отдельные приложения для смарт-устройств и т.д. Следует помнить, что на этом рынке существует немало уникальных и универсальных решений.
Актуальна ли сейчас разработка мобильного приложения?
По прогнозам экспертов, в ближайшие 5-7 лет глобальный рынок мобильных приложений вырастет вдвое. Уже сегодня пользователями смартфонов являются более 4 миллиардов человек во всем мире. Они в среднем проводят в различных приложениях около двух часов в день. Нельзя забывать о растущей популярности онлайн-сервисов всех направлений и eCommerce. Именно сейчас разработка приложений актуальна, как никогда.
Что нужно для создания мобильного приложения?
Для создания собственного продукта бизнесу необходима только идея и готовность к инвестициям. Всю необходимую техническую экспертизу и специалистов для разработки может предоставить опытная IT-команда, которая знает, как разработать мобильное приложение с нуля
Какая технология наиболее популярна для создания приложений?
Здесь нет абсолютного "чемпиона", ведь технологии подбираются под требования каждого отдельного проекта. В направлении нативной разработки лидерами являются Kotlin (под Android) и Swift (под IOS). В направлении кроссплатформенной разработки наибольшей популярностью пользуются React Native и Flutter. Если продукт должен быстро и безопасно обрабатывать огромное количество запросов в реальном времени, стоит рассмотреть преимущества приложения на Python.