Интернет вещей сегодня в тренде: смарт-часы, умные колонки и роботы-пылесосы привлекают к себе много внимания. Но потенциал этих технологий гораздо шире: умные устройства позволяют бизнесу использовать обезличенные данные потребителей услуг, решать практически любые задачи на новом уровне. Сервис, аналитика, производство, менеджмент, логистика, маркетинг - все это можно трансформировать с помощью IoT.
Суть технологии отлично ухватил и передал американский инженер и ученый Марк Вейзер: в 1998 году он создал фонтан, который работал в синхронизации с переменами на фондовом рынке. Сам термин впервые использовали в 1999 году, но широкое распространение он получил после 2008 года, когда интернет стал по-настоящему глобальным и массовым.
IoT можно сравнить с социальной сетью, где главные персонажи - не люди, а устройства. У каждого такого устройства есть свой цифровой профиль, свои функции, свои отношения с другими устройствами. Такая вот всемирная паутина во всемирной паутине.
Как это работает?
Если говорить о технологиях, все построено на подключенных к сети автономных устройствах (периферия) и какой-нибудь облачной платформе. Подключение чаще всего беспроводное - через WiFi или Bluetooth.
В сеть могут войти практически любые вещи: от промышленных роботов, до стиральных машин. Каждое умное устройство так или иначе собирает и генерирует данные. Самым полным воплощением этого принципа стал смартфон: сегодня у каждого в кармане лежит компьютер с мобильным интернетом и десятками приложений. Телефон рядового пользователя связан сервисами такси, умными часами и фитнес трекерами, экосистемой умного дома, etc.
Все это делается ради комфорта и безопасности пользователя. Скажем, домашний интернет вещей - это когда вы можете через смартфон дать роботу-пылесосу команду об уборке, а кофеварка начинает варить кофе автоматически, еще до вашего пробуждения. В то же время, такие инструменты позволяет собирать точные аналитические данные о поведении отдельного человека или группы. Речь не идет о тотальной слежке и кошмарах в духе “Черного зеркала”, ведь информация обезличена. Но такие данные становятся важным инструментом для бизнеса.
Технология позволяет охватить целевую аудиторию с намного большей точностью и лучше закрывать потребности клиентов. Повышая уровень удовлетворенности покупателей, бизнес получает лояльную аудиторию.
Из чего состоит IoT
В самом общем виде интернет вещей можно поделить на промышленный и пользовательский. Роботы-пылесосы и фитнес-трекеры очевидно относятся к “пользовательскому”. Промышленные роботы, трекеры для отслеживания грузовиков и смарт-системы автоматического полива на полях - к “промышленному”.
Практически любая такая система включает в себя ряд базовых элементов. Поговорим о них:
Сенсоры
Название этих элементов говорит само за себя: разнообразные трекеры, термометры, барометры, микрофоны, камеры, etc. Любой элемент, отвечающий за получение информации из мира вокруг.
Актуаторы
Любые устройства, которые призваны влиять на мир вокруг себя: сервоприводы, замки, лампочки, динамики, вибромоторы, нагревательные элементы.
Гейты
Простейшие приборы для анализа данных - именно в гейт поступает информация от сенсоров. Если информация простая (скажем, на улице стемнело), гейт может принять несложное решение и самостоятельно дать команду актуатору (включить лампочку). Но если информация сложная, гейт отдаст ее на удаленный сервер, где с ней будут иметь дело уже алгоритмы, или даже аналитики-люди.
Питание и связь
Эти элементы мы объединили в один пункт. Во первых, их функции сами по себе не требуют пояснения. Во вторых, связь становится одним из ключевых факторов автономности системы и должна быть энергоэффективной. В сетях из вещей часто используются протоколы беспроводной передачи данных LoRa и ZigBee - не очень быстрые, но щадящие батареи устройств.
За общую интеграцию устройств отвечает платформа IoT - специальный софт, который объединяет все оборудование в одну сеть через облако.
Современные платформы IoT должны решать такие задачи:
Объединять источники данных разных устройств в одну систему.
Сводить полученные данные в понятный интерфейс и распределяют их по типам.
Гарантируют постоянную бесперебойную работу периферийных устройств.
Обеспечивают сохранность полученных и обрабатываемых данных.
Обрабатывают и структурируют данные с помощью умных алгоритмов.
Визуализируют информацию в максимально наглядном виде.
Хорошая платформа IoT решает поставленные перед ней задачи при минимальном человеческом участии. Она может включать кофеварку или пылесос, а может проводить на основании данных данных с кофеварки и пылесоса сложную маркетинговую аналитику.
Как используется IoT в логистике
Интернет вещей является незаменимым помощником в логистике. Специальные системы позволяют:
Отслеживать скорость и местоположение любой машины из вашего автопарка.
Мониторить техническое состояние автомобиля. Скажем сенсоры могут подать в систему информацию о давлении в шинах, проверять состояние двигателя и электроники.
Измерять уровень топлива и оповещать о необходимой дозаправке или несоответствии с отчетами персонала.
Кроме того, такие системы помогают повысить уровень безопасности транспортных перевозок и для водителей — следить за превышениями скорости, тем, чтобы человек за рулем пристегивал ремень безопасности, мониторить количество остановок и часов сна при длительных переездах.
Датчики и софт для контроля перевозок обычно достаточно просты в установке и эксплуатации.
Ритейл
IoT широко используется в том числе в ритейле. Технология позволяет ритейлерам закрыть ряд больных мест:
Эффективно вести учет товаров. Заводя каждую позицию в специальную базу и правильно настроив датчики, вы можете добиться того, что при каждой покупке единицы будут автоматически списываться из товарных остатков. Это сильно упростит жизнь менеджерам.
Создавать и использовать портрет покупателя. Представьте, что камеры с машинным зрением научатся анализировать поведение посетителей в физических магазинах. У каких полок они останавливаются? Какие цены изучают? Какая витрина вызывает у них наибольший интерес? Все это позволит еще эффективнее таргетировать рекламу.
Автоматизировать продажи. Уже сейчас технологии позволяют создавать физические магазины без продавцов. Скажем, на входе клиент идентифицируется с помощью мобильного приложения, ходит по магазину и берет товары. С помощью камер с высоким разрешением, маркировки каждого товара и сенсоров система определяет, какие именно позиции выбирает покупатель и автоматически списывает с его карты средства.
IoT в медицине
Медицина — одна из сфер, в которых технология может раскрыть свой потенциал по максимуму.
Сенсоры и датчики позволяют собирать гораздо больше данных о пациенте, отслеживать их в реальном времени, анализировать данные за продолжительный период, а не в короткие эпизоды обследования врачом.
С помощью смартфона и медицинского сенсора врач может вовремя получить информацию об ухудшении здоровья пациента и заблаговременно назначить ему консультацию. Телемедицина выходит на качественно новый уровень.
С другой стороны, сети сенсоров помогут следить за состоянием медицинского оборудования, оптимизировать сложную логистику фармацевтики и медицины.
В производстве
Практически каждый аспект производства может быть оцифрован и автоматизирован с помощью автономных сетевых устройств. Промышленных роботов можно объединить в сеть и следить за их эффективностью в реальном времени. Полив на полях можно автоматизировать, связав его с атмосферными датчиками и сервисами прогнозов погоды.
Промышленные линии, энергетика, транспорт, агрокомплекс - тема применения IoT в этих отраслях так обширна и глубока, что заслуживает серии отдельных материалов.
Будущее IoT
По данным IDC, каждую секунду во всем мире к сети подключается 127 новых устройств. Уже к 2025 году количество таких устройств перевалит за 41 миллиард, и все они производят колоссальные объемы данных. Через несколько лет каждый утюг будет иметь свое место в сети, само понятие обособленного “интернета вещей” потеряет актуальность.
Игнорировать этот процесс невозможно. Сети умных устройств сегодня внедряются в компаниях комплексно, как элемент цельной диджитал экосистемы. Те, кто игнорирует потенциал IoT, рискуют серьезно отстать от своих конкурентов. И если вы размышляете над потенциалом этой технологии конкретно в вашем бизнесе - не откладывайте это на потом, обратитесь в WEZOM за консультацией. Звоните, пишите, оставляйте заявку в форме на сайте.
У вас остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
беседу!