Что такое комплекс маркетинга или маркетинг микс

Ткаченко Алина
Ткаченко Алина
Копирайтер
5.0
04.07.2024
1386
0
12 минут

Если вы ориентируетесь только на свои интересы и продвижение того, что вы производите, то вы никогда не выйдете на высокий уровень продаж. Настоящее искусство состоит не в том, чтобы найти умные способы рассказать о своей продукции. Бизнес только тогда станет успешным, когда в основу маркетинговой стратегии будет положено создание подлинной потребительской ценности. Что нужно делать и какие модели использовать, даст ответ комплекс маркетинга. Такой подход можно применить ко всем типам продуктов и услуг, он охватывает все ключевые аспекты продаж. Давайте рассмотрим, как сделать его основой для вашей маркетинговой стратегии.

Определение комплекса маркетинга

Комплекс маркетинга — это набор элементов, которые компании предстоит развивать для того, чтобы выйти на рынок и продвигать свои товары и услуги. Выбор того или иного элемента зависит от внешних условий, ситуации на рынке и внутри фирмы. Иными словами, маркетинг микс помогает бизнесу доставлять (Promotion) нужный продукт (Product) в нужное место (Place) по правильной цене (Price) и в нужное время. Эта система была разработана еще во второй половине ХХ века и имеет сокращение — модель 4P (от первых букв каждого из ключевых элементов).

Имея в виду создание ценности для клиентов, грамотный маркетолог будет разрабатывать план для развития каждого из этих компонентов. Но при этом все элементы должны быть интегрированы, оптимизированы и связаны между собой. Результатом станет успешная комплексная маркетинговая стратегия и крепкие долгосрочные отношения с клиентами.

Каких целей достигают с помощью комплекса маркетинга

Первым делом стоит принять, что маркетинговая стратегия — это не дополнение к бизнесу, а неотъемлемая часть того, как вы управляете своей компанией.

Представьте себе, что вы подбираете мебель для своего нового дома. Выбирая предметы разные по функционалу и стилю, вы можете создать деловую атмосферу или, наоборот, сделать так, что каждый входящий будет чувствовать себя расслабленно и настроится на отдых. Т. е. сначала вы думаете над тем, какого эффекта хотите достичь, какую функцию будет выполнять та или иная комната, а потом выбираете детали интерьера.

Так и с инструментами маркетинга 4P: вы ставите перед собой цель, которой вы хотите достичь, а потом формируете маркетинговую стратегию по ее достижению. Вы можете сделать акцент на снижении цены, смене места продажи, инвестициях в развитие маркетинговых каналов и других действиях. Подойдя к решению вопроса комплексно, вы сможете достичь поставленных целей:

  • увеличить продажи;

  • добиться большей лояльности пользователей;

  • укрепить репутацию фирмы;

  • оптимизировать бизнес-процессы.

В итоге ваша компания займет позиции лидера в своем сегменте, а клиенты оценят ваши усилия.

Но помните, что успех во многом зависит от четкости при постановке задач, которые должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми и релевантными (SMART — Specific, Measurable Attainable, Relevant).

В чем состоит концепция комплекса маркетинга

Работа маркетологов играет первоочередную роль для развития бизнеса. Основная задача, которую решает модель комплекса маркетинга 4Р, — направить ресурсы компании таким образом, чтобы в первую очередь решались проблемы потенциального клиента. Маркетолог держит под контролем 4 основных переменных (Promotion, Product, Place, Price). Для достижения целей компании:

  • разрабатывает продуктовую (товарную), ценовую, коммуникационную политику;

  • контролирует выпуск необходимых товаров и оказание услуг, проведение программ для стимулирования продаж, рекламу продукта;

  • оценивает состояние рынка и варьирует компонентами комплекса маркетинга для наиболее эффективного воздействия на рынок и потребителей.

Работа с этими элементами позволяет добиться результатов, способных существенно улучшить финансовое положение организации.

Составляющие маркетинг микса 4P

Теперь, когда у нас есть базовое представление о том, как работает модель комплекса маркетинга 4P, давайте рассмотрим ее четыре элемента по отдельности.

Первый элемент — «Продукт». После сегментирования рынка и поиска целевой аудитории маркетологам приходится принимать многочисленные решения по тому, каким должен быть сам продукт.

Решения о товарах или услугах, предлагаемых компанией, должны быть приняты до их производства и распространения. В частности необходимо:

  • проанализировать стоимость продуктового портфеля компании;

  • определить позицию в жизненном цикле товара;

  • оценить влияние и важность разработки новых продуктов.

Следующий элемент — цена. Три основные стратегии ценообразования могут быть основаны на:

  • ценности для клиента;

  • затратах;

  • конкуренции.

Чтобы установить справедливую цену, маркетологи должны сопоставить фактическую стоимость товара с его ценностью на рынке. Им необходимо учитывать стоимость комплектующих, цены конкурентов и готовность клиента платить.

Сегодня на рынке можно встретить 2 основных стратегии:

  • компания начинает с высокой цены, а затем со временем ее снижает. Идея состоит в том, чтобы повысить ценность продукта и получить более высокую прибыль;

  • компания начинает с более низкой цены, а затем со временем увеличивает ее, чтобы привлечь людей, которые обращают внимание на стоимость.

Следующим элементом комплекса маркетинга является место. Компании могут распространять свою продукцию напрямую через свои магазины, онлайн-платформы, маркетплейсы и т. д. Они могут обратиться к посреднику, который будет перепродавать товары покупателям.

Еще одним аспектом «места» является охват рынка, который указывает на то, как далеко и широко бизнес хочет распространять свой продукт или услугу. Существует три типа покрытия рынка: интенсивное, выборочное, эксклюзивное.

Разбираясь с тем, что такое модель комплекса маркетинга, осталось поговорить о продвижении. Чтобы привлечь внимание аудитории, компании могут использовать различные тактики:

  • рекламное продвижение (офлайн и онлайн);

  • PR в разных формах, работы должны быть направлены на укрепление имиджа;

  • стимулирование сбыта.

Их сочетание поможет повысить узнаваемость продукта.

Трансформация модели комплекса маркетинга

Со временем классическая модель маркетинга 4P претерпела изменения, сначала трансформировавшись в 5Р, а затем — в 6P и 7P.

Что такое 5P

Дополнительным элементом в модели 5P является People. Под этим подразумеваются люди, которые могут влиять на то, как ЦА будет воспринимать продукт. Воздействовать могут:

  • сотрудники, представляющие компанию и продукт;

  • клиенты, выступающие «лидерами мнений» в своей нише или те, которые приносят значительный объем продаж;

  • производители, влияющие на стоимость и качество продукта.

С учетом этого бизнесу стоит наладить обратную связь с потребителями, внедрить программы по обучению персонала и включить в свою маркетинговую стратегию работу с инфлюенсерами.

Чем отличается модель 6P

Добавление шестого Р (Process) относится к B2B сфере и рынку услуг. На выбор того или иного партнера, или компании, которая оказывает услуги, влияет то, насколько четко организован процесс взаимодействия между потребителем и организацией. Если человеку комфортно делать заказ, то, скорее всего, он обратится к вашему бизнесу повторно и станет лояльным клиентом. Так что в стратегию комплекса маркетинга добавляют программы, направленные на улучшение процесса предоставления услуг.

Примером бизнеса, где налажен процесс взаимодействия, является сеть быстрого питания McDonald's, которая выгодно выделяется среди конкурентов благодаря быстроте и качеству обслуживания.

Модель 7P

Элемент Physical Evidence (Физическое окружение) также ориентирован на сферу услуг и В2В нишу, и подразумевает создание такой атмосферы вокруг потребителя, благодаря которой он быстрее примет решение о покупке. Речь идет о формировании положительной репутации компании.

Модель SIVA

В альтернативной модели SIVA смещен акцент с создания и продвижения самого продукта на то, как он решает проблемы потребителей. Ее компонентами являются:

  • Solution. Работа по созданию и продвижению товара начинается с поиска наиболее подходящих решений, направленных на удовлетворение потребностей ЦА;

  • Information. На следующем этапе компании предстоит выяснить, насколько ЦА осведомлена о продукте, есть ли что-то важное, чего люди не знают, через какие каналы лучше связываться с пользователями;

  • Value. Далее компании изучают, насколько ценным является продукт для потребителей. Также важно проанализировать, как работают конкуренты, какие аналогичные товары представлены еще на рынке;

  • Access. Этот элемент предполагает организацию удобного доступа к точке продажи.

Смещение акцента в SIVA на удовлетворение потребностей пользователя помогает сделать продукт более ценным для ЦА.

Вместо заключения

Завершая наш разговор о том, что такое комплекс маркетинга, хотим еще раз подчеркнуть важность взаимодействия и интеграции всех компонентов. Модели помогают учесть разные стороны бизнес-процессов. Чтобы ваша работа была эффективной, будьте последовательны и учитывайте изменения на рынке.

Ткаченко Алина
Про автора
Ткаченко Алина
Копирайтер
Опыт работы 10 лет
Специализируется на создании полезного и продающего контента. Имеет опыт написания убедительных текстов для рекламы, сайтов, блогов и социальных медиа.
Больше статей от автора
Как вам статья?
5.0
Проголосовало: 1
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.