Процесс создания ПО часто похож на мореплавание в неизведанных водах: ветры и течения изменяются непредсказуемо, новые ориентиры для навигации появляются чуть ли не ежедневно, и любое внезапное происшествие может поставить на всем походе крест. Чтобы не сбиться с курса, команда должна постоянно адаптироваться и реагировать быстро. Именно для этого и возникли agile-методологии менеджмента. Они позволяют “кораблю” разработчиков ловко маневрировать между рифами и выдавать качественный результат в условиях нестабильности условий и ограниченности ресурсов.
На сегодня самыми распространенными практиками Agile стали фреймворк Scrum и подход Kanban. В этой статье мы подробно разберем их суть, преимущества и недостатки. Подробное сравнение гибких методик Kanban vs Scrum поможет вам сделать выбор в пользу наилучшего подхода, который принесет успех вашему проекту.
Что такое Aglie
Прежде чем браться за определение Scrum или Kanban, важно рассмотреть их фундаментальную концепцию, так называемый Agile. Это философия проектного менеджмента, “способ мышления”, базирующийся на гибкости, адаптивности и быстрой реакции на изменения. Agile стал ответом на изменчивость среды и требований к разработке ПО: в этой области долгосрочные планы часто теряют актуальность еще до завершения их обсуждения, а традиционное планирование по “водопадной” модели (Waterfall) оказывается неэффективным.
Поэтому сторонники методологий динамических и адаптивных практик объединились, чтобы предложить новые ценности и принципы разработки. Все они закреплены в Agile Manifesto 2001 года. Этот теперь уже исторический документ декларирует такие ценности:
Agile - это о командной автономности, прозрачной коммуникации и постоянной поставке ценности клиенту. В этой философии методы наподобие Scrum, Kanban, DSDM или XP выступают лишь отдельными вариантами реализации главных ценностей и принципов Agile. Сегодня, в 2025 году, Agile остается ключевым подходом IT-индустрии.
Что такое Scrum
Начнем со Scrum – это очень популярный agile-фреймворк, который помогает командам наладить эффективную работу и стабильно поставлять ценный продукт. Он предоставляет структуру для итеративной и инкрементальной разработки, фокусируясь на гибкости, сотрудничестве и быстрой реакции на изменения. Сам термин был позаимствован из американского регби. Чтобы лучше понять, что такое Scrum, представьте себе команду футболистов, которая действует как слаженный механизм: каждый участник знает свою роль, постоянно коммуницирует с другими и четко понимает ситуацию на поле
Структура Scrum
Современная Scrum-методология разработки строится на так называемых спринтах (Sprints). Это короткие, фиксированные по времени циклы, которые обычно длятся от одной до четырех недель. Каждый спринт - это мини-проект, который завершается созданием работоспособного компонента или модуля продукта - инкремента.
В начале каждого спринта команда формирует план (Sprint Planning), ежедневно проводит короткие стендапы (Daily Scrum), а в конце - демонстрирует результат (Sprint Review) и анализирует, как улучшить работу (Retrospective).
Роли Scrum
-
Владелец продукта (Product Owner) – это визионер проекта. Он отвечает за максимизацию ценности разработки и управляет бэклогом продукта (приоритетным списком всех желаемых функций и изменений). Он также выступает главным медиатором между командой разработки и заинтересованными сторонами;
-
Скрам-Мастер (Scrum Master) – это лидер-помощник, который фасилитирует команду и устраняет препятствия. Он обеспечивает соблюдение правил Scrum и обучает команду. Его роль - не контролировать чью-то работу, а создавать условия, при которых команда может самоорганизоваться, чтобы решать задачи вовремя и эффективно;
-
Команда Разработки (Development Team). В Scrum framework команда рассматривается как самоорганизованная группа специалистов, которые выполняют фактическую работу по разработке. Они совместно отвечают за качество и завершение инкремента в рамках спринта.
Преимущества Scrum
Использование методологии Scrum в Agile-среде принесло в сферу разработки ПО огромные преимущества:
-
Быстрая поставка ценности. Благодаря коротким спринтам работоспособный функционал предоставляется чаще, что позволяет быстрее выводить его в релиз, а значит и скорее получать обратную связь от пользователей и рынка.
-
Содействие качеству продукта. Непрерывное тестирование и интеграция, а также регулярные ретроспективы хорошо влияют на техническое качество кода и соответствие продукта бизнес-требованиям.
-
Предсказуемость. Хотя требования разработки могут меняться, спринты помогают всем сторонам четко понимать, какие именно инкременты будут поставлены в определенный период.
-
Минимизация рисков. Регулярные проверки и итеративность позволяют своевременно выявлять проблемы и риски разработки, предотвращая их эскалацию.
-
Мотивация разработчиков. Самоуправление, четкие роли и ощущение общей цели повышают вовлеченность и мотивацию Scrum-команды, поэтому разработчики работают на результат.
Этот agile-фреймворк стал огромным шагом вперед по сравнению с традиционным “водопадным” менеджментом. Сравнение Scrum vs Waterfall демонстрирует полное преимущество первого в части скорости адаптации к изменениям и подстройки проекта под изменчивые потребности рынка. Традиционный Waterfall требует четкого планирования всех этапов проекта заранее и имеет линейную последовательность, что затрудняет внесение изменений на поздних стадиях разработки. А Scrum благодаря коротким итерациям позволяет постоянно получать обратную связь и оперативно корректировать вектор развития проекта. Это значительно снижает риски, сокращает расходы на разработку и позволяет создать продукт, который на 100% соответствует потребностям рынка.
Что такое Kanban: определение и основные принципы
Теперь давайте посмотрим на Kanban. Это методология, которая эволюционировала из производственной системы Toyota - она фокусируется на визуализации работы, управлении потоком задач и ограничении незавершенной работы (WIP). В отличие от циклического подхода Scrum, Kanban является непрерывным и идеально подходит для команд, которые стремятся к постепенным, но стабильным улучшениям своих рабочих процессов.
Визуализация работы в Kanban
Суть Kanban для управления задачами заключается в наглядности: каждый член команды четко видит состояние задач, узкие места и общий поток работы. Достичь этого удается с помощью Kanban-доски, которая является центральным элементом методологии. Разберем основные принципы ее работы:
-
Визуализация. Каждая задача в Kanban представлена отдельной карточкой, которая движется по доске через различные этапы рабочего процесса (например, "Бэклог", "В работе", "Тестирование", "Готово"). Это обеспечивает наглядность и мгновенное понимание статуса проекта для всей команды и заинтересованных сторон.
-
Непрерывный поток. Цель Kanban - создать плавный, непрерывный поток задач через систему, минимизируя задержки и простои. Это достигается благодаря фокусу на завершении текущих задач перед тем, как браться за новые.
-
Ограничение незавершенной работы (WIP Limits). Для каждого этапа работы (колонки на доске) устанавливается максимальное количество задач, которые могут находиться в ней одновременно. Это предотвращает перегрузку команды, способствует качеству, сокращает время цикла и помогает выявить "узкие места" в процессах. Если колонка достигает своего WIP-лимита, это сигнализирует о необходимости сосредоточиться на завершении текущих задач, прежде чем "тянуть" новые.
Как работает Kanban-доска: примеры и инструменты
Kanban-доска может быть как физической (маркерная доска со стикерами), так и цифровой. Цифровые доски есть в таск-трекерах наподобие Jira, Trello, Asana, Monday.com и др. Когда речь идет о Kanban, примеры в IT есть везде. Этот подход используется как маленькими командами, так и огромными софтверными компаниями. В практике WEZOM Kanban масштабировался далеко за пределы разработки, и стал господствующим в направлениях маркетинга, продаж и т.д.
Типичная Kanban-доска имеет по меньшей мере три колонки:
-
To Do (На выполнение/Беклог): Содержит все задачи, которые еще предстоит начать.
-
In Progress (В работе): Задачи, над которыми команда активно работает. Эта колонка обычно имеет WIP Limit.
-
Done (Готово): Задачи, которые были завершены.
Более сложные вариации могут иметь более подробные колонки, отражающие весь жизненный цикл разработки.
-
Backlog: Общий список будущих задач.
-
Ready for Dev: Задачи, готовые к разработке.
-
In Development: Задачи в процессе кодирования (могут иметь WIP Limit).
-
Ready for Review/QA: Задания, готовые к проверке кода или тестированию. (могут иметь WIP Limit).
-
In Review/QA: Задачи, которые тестируются или проверяются (могут иметь WIP Limit).
-
Done: Завершенные задачи.
Чтобы лучше понимать, что такое Kanban, представьте себе промышленный конвейер. Когда команда завершает задачу в одной колонке, она перемещает карточку в следующую. Так образуется “тяговая система” (pull system), где работа продвигается в следующий этап, как только под нее высвобождаются ресурсы. Kanban обеспечивает визуализацию, управляемость и оптимизацию потока работы, позволяя dev-командам эффективно реагировать на потребности бизнеса и постоянно улучшать свою производительность.
Scrum vs Kanban: основные отличия
Хотя обе методологии принадлежат к семейству agile-практик менеджмента, они имеют существенные различия в своей структуре, подходах к планированию и способах реагирования на изменения. Давайте разберем разницу между Scrum и Kanban в нескольких ключевых аспектах.
- Структура и подход к планированию
Scrum работает в рамках фиксированных спринтов - обычно 1-4 недели, в течение которых команда выполняет запланированный объем работы. Все задачи планируются в беклоге заранее, и изменения во время спринта не приветствуются. В свою очередь Kanban не имеет четких итераций: задачи выполняются и обновляются непрерывно, а новые могут добавляться в любой момент. В отличие от Scrum, у него нет фиксированных итераций, ролей или обязательных церемоний. Он фокусируется на визуализации процессов и ограничении незавершенной работы.
- Гибкость и реакция на изменения
В рамках классического Scrum framework любые изменения в задачах во время активного спринта нежелательны. Они выносятся в бэклог на будущее. Это дает команде стабильность и фокус, но несколько ограничивает гибкость и возможности немедленного реагирования. Тем временем Kanban не имеет фиксированных временных рамок: команда может переключиться на новый приоритет без промедлений. Срочную задачу в модели Kanban можно разместить в начале бэклога - она пойдет в работу с пометкой ASAP.
Критерий | Scrum | Kanban |
Подход к работе | Работа в спринтах | Непрерывный поток задач |
Планирование | Планирование перед каждым спринтом | Потоковое планирование без четких циклов |
Роли в команде | Четко определены (Scrum Master, Product Owner, команда) | Роли не регламентированы |
Изменения во время работы | Нежелательны во время спринта | Не ограничены |
Оценка эффективности | Через ретроспективы после спринтов | В текущем режиме на основе визуализации |
Оптимальные типы проектов | Итерационная разработка со стабильными задачами | Динамичные проекты с частыми изменениями и гибкими приоритетами |
Что дает такое сравнение Scrum-Kanban, какой подход лучше? Выбор зависит от баланса между гибкостью и предсказуемостью, которые нужны проекту.
-
Scrum-методология обеспечивает проекту предсказуемость в краткосрочной перспективе. Это оптимальное решение, когда на проекте есть четкое видение функционала и потребность в жестком графике релизов.
-
Kanban, напротив, обеспечивает максимальную гибкость. Его удобно использовать в средах, где приоритеты могут меняться непредсказуемо (например, для поддержки или багфиксов). С доской задач команда может реагировать на новые вызовы без промедлений, не впадая в хаос.
При выборе наилучшей методики для IT-команд стоит учитывать не только специфику задач, но также масштабы бизнеса и характер проекта.
-
В частности, для стартапов более эффективным обычно является Scrum, поскольку он задает четкую структуру, помогает фокусироваться на краткосрочных целях и быстро проверять гипотезы. Это важно в условиях ограниченных ресурсов и высокой неопределенности.
-
В крупных компаниях, особенно с несколькими межфункциональными командами, лучше может работать Kanban - благодаря своим возможностям масштабирования и эффективному управлению объемом задач без перегрузки команд.
Как Scrum и Kanban повлияли на разработку ПО
Scrum и Kanban трансформировали саму культуру разработки программного обеспечения, сделав ее более гибкой, адаптивной и ориентированной на ценность. Без них мир высоких технологий сегодня выглядел бы по-другому.
Scrum стал краеугольным камнем для продуктовой разработки, особенно в сферах с высокой неопределенностью требований. Назовем лишь несколько ключевых преимуществ, которые принес Scrum для разработки ПО:
-
Стабильность. Формат спринтов помогает команде регулярно выпускать инкременты продукта, что позволяет получать обратную связь от пользователей и бизнеса как можно быстрее.
-
Высокое техническое качество. Благодаря непрерывному тестированию и интеграции в рамках каждого спринта, а также регулярным ретроспективам, позволяющим команде совершенствовать свои процессы.
-
Прозрачность и согласованность. Ежедневные стендапы (Daily Scrums) обеспечивают синхронизацию команды, помогают быстро устранять препятствия. Аналогично, Sprint Review с Владельцем продукта и заинтересованными сторонами гарантирует, что разработка соответствует бизнес-целям.
В то же время Kanban стал спасением для тех направлений IT, где объем и поток задач не поддается прогнозированию, а скорость реакции имеет первостепенное значение. Прежде всего это поддержка и обслуживание проектов (Ops, Support, Maintenance). Для подобных процессов Kanban-подход принес ряд преимуществ:
-
Эффективное управление непредсказуемыми запросами. Kanban позволяет оперативно обрабатывать инциденты, баг-репорты и запросы на поддержку, поскольку эффективно визуализирует и приоритизирует их. Задачи можно брать в работу мгновенно.
-
Наглядность и оптимизация рабочего потока. Kanban-доска обеспечивает полную прозрачность очереди задач, их статуса и выявляет "узкие места" в процессе поддержки. Ограничение (WIP Limits) гарантирует, что команда не “потеряется” среди тасков.
-
Ускорение времени решения проблемы. Kanban фокусирует внимание команды на завершении начатых задач и устраняет “слепые зоны” в процессах. Это помогает сократить "время цикла" (Cycle Time) - промежуток от начала до завершения задачи, что является критически важным для операционной эффективности.
Scrum и Kanban в популярных таск-трекерах
Популяризация Scrum и Kanban в значительной степени обусловлена широкой поддержкой на современных платформах для менеджмента и таск-трекинга, которые сильно облегчают внедрение agile-практик. Назовем самые популярные решения:
-
Jira. Флагманская платформа для управления проектами, поддерживающая как Scrum (с беклогом спринтов, досками, burn-down/up диаграммами), так и Kanban (с гибкими досками и WIP-лимитами).
-
Trello. Это решение известно своей простотой и комплексной визуализацией. Интерфейс Trello предлагает идеальную Kanban-доску: простую, интерактивную и информативную. Scrum в этой платформе реализуется через списки: бэклог, «to do», «in progress», «done» и т.д.
-
Asana. Это универсальная среда менеджмента, которая предлагает как списочные, так и досочные (Kanban) визуализации, позволяя командам выбирать наиболее удобный способ организации задач. Поддерживает создание спринтов, шаблонов для ежедневных стендапов, бэклогов и целей спринтов.
Сегодня крайне сложно найти компанию, которая не полагается в своей работе на один из этих инструментов и не использует в своей работе практики Scrum и Kanban. Для WEZOM базовым подходом к менеджменту является Scrum: мы реализовали на нем десятки масштабных проектов продуктовой разработки, по необходимости модифицируя его под специфику проекта, запросы клиентов и объективную ситуацию. В то же время Kanban имеет огромное значение для наших команд техподдержки, маркетинга и продаж. К примеру - в формате карточек можно удобно визуализировать работу с лидами.
Гибридный подход: Scrumban
Внимательный читатель уже мог заметить, что противопоставление Scrum против Kanban лишено смысла: эти agile-подходы никак не противоречат друг другу. Как раз наоборот: сочетание сильных сторон обоих подходов позволяет командам разработки построить собственный оптимальный фреймворк менеджмента: максимально гибкий и эффективный. Так и возникла гибридная практика, так называемый Scrumban.
В Scrumban команда использует итеративность Scrum (например, спринты, ретроспективы) вместе с непрерывным потоком задач и визуализацией Kanban (через доски, WIP-лимиты и т.д.). Это не отдельный фреймворк, а скорее адаптивный подход, позволяющий командам постепенно переходить от одной методологии к другой или создавать собственный, оптимизированный процесс. Давайте посмотрим, из чего он состоит.
Основные элементы Scrumban
-
Спринты с Kanban-доской. Команды могут сохранять спринты фиксированной продолжительности (например, две недели), как в Scrum, но использовать Kanban-доску для визуализации работы и управления потоком внутри спринта. Это обеспечивает прозрачность и позволяет эффективно отслеживать прогресс.
-
Ограничения WIP. Каждая колонка на Kanban-доске сохраняет ограничения незавершенной работы (WIP Limits). Это помогает команде сосредоточиться на завершении задач, прежде чем браться за новые, улучшая поток и минимизируя количество переключений контекста.
-
Pull-система внутри спринта. Вместо того чтобы планировать и распределять все задачи в начале спринта, как в традиционном Scrum, команда "тянет" (pulls) новые задачи из беклога спринта, как только высвобождает для этого время и рабочие ресурсы.
-
Сохранение ключевых церемоний Scrum. Обычно в Scrumban сохраняются ежедневные стендапы (Daily Scrums) для синхронизации и ретроспективы (Retrospectives) для постоянного совершенствования процесса. Sprint Review может быть заменен более частыми, но менее формальными демонстрациями. Его также можно интегрировать в поток как отдельную задачу.
Среди преимуществ Scrumban – гибкое планирование, прозрачность процессов, оптимальный контроль нагрузки, а также возможность реагировать на изменения быстрее, чем в классическом Scrum, сохраняя при этом дисциплину командной работы.
Как результат, Scrumban идеально подходит для команд, которые:
-
работают над длительными проектами с высокой частотой смены приоритетов;
-
работают над проектами с неопределенным объемом работ – когда сложно заранее оценить весь бэклог или планирование происходит on-the-go;
-
имеют смешанный поток работы, который может включать работу над новыми функциями, баг-фиксами, срочными запросами и т.д.;
-
не имеют возможности завершить полноценное внедрение Scrum в компании, но хотят структурированности;
-
переходят от Waterfall или Scrum к более гибким моделям;
Внедрение Scrum и Kanban: как избежать ошибок
Как и любой инструмент, agile-фреймворки требуют правильного и взвешенного применения - иначе их практики могут оказаться бесполезными, или даже вредными. Давайте рассмотрим процессы внедрения Scrum и Kanban, а также разберем типичные ошибки на этом пути.
В целом внедрение Scrum и Kanban в IT-компаниях часто начинается с "пилотных" команд или отделов, которые являются наиболее открытыми к изменениям. Это может быть органический рост, когда команда сама выбирает себе фреймворк, или же императивное решение руководства. Для этого компании отправляют сотрудников на тренинги, сертификации, или нанимают Agile-коучей, обучающих, как внедрить Scrum.
Освоение Scrum в целом является более сложной задачей, чем реализация Kanban: оно требует изучения ролей и определенной дисциплины, члены команды должны обладать достаточным уровнем самоорганизации. При этом кому-то в компании обязательно понадобится сертификация sScrum master, а всем остальным - как минимум определенные онлайн-курсы Scrum.
Распространенные ошибки внедрения Scrum/Kanban
-
Неправильное понимание ролей – очень распространенная проблема. Она связана с непониманием того, как работает Scrum. Например, Project Manager выполняет роль Scrum Master'а без соответствующей подготовки. Или же Product Owner воспринимается исключительно как "заказчик", предоставляющий требования, а не как лидер, отвечающий за максимизацию ценности.
-
Использование Kanban без четкой политики ограничений. Неопытные команды склонны фокусироваться на визуализации, игнорируя ключевой принцип Kanban – ограничение незавершенной работы (WIP Limits). Без четких правил перемещения задач команда теряет контроль над прогрессом и нагрузкой.
-
Смешивание подходов без стратегического плана. На практике команды разработчиков часто стремятся создать “собственный Scrumban”. Но отсутствие стратегии и коммуникации лишь создает путаницу в ролях, ритуалах и процессах. Игнорирование базовых принципов скрам и канбан в разработке порождает хаос, который способен развалить весь проект.
Чтобы избежать ошибок при внедрении agile scrum/kanban, важно четко понимать ключевые принципы этих практик и лелеять в команде культуру постоянного совершенствования. Компании, которые сосредотачиваются на обучении, имеют наибольшие шансы на успех.
Выводы
Так какую модель менеджмента выбрать в реалиях 2025 года? Что лучше: Scrum или Kanban? Это не просто вопрос удобства, но и стратегическое решение для любой команды. Если для вас в приоритете работа над продуктами с четким видением и дедлайнами, Scrum-подход станет отличным выбором. В то же время Kanban выбирают для технической поддержки, DevOps или многопоточных задач, ведь он предоставляет возможности контроля над непрерывным потоком тасков и гибкого управления приоритетами.
Для более сложных сценариев или масштабных команд, которые постоянно эволюционируют, гибридная модель Scrumban может стать золотой серединой. Но только при условии продуманной стратегии, хорошо налаженной коммуникации и глубокого понимания обоих подходов в команде.
Современная разработка требует быстрой адаптации к изменениям, прозрачности процессов и эффективного взаимодействия. Именно поэтому гибкие методологии управления проектами сегодня не просто оптимизируют IT-менеджмент - они его определяют. А если вы ищете подходы и технологии для реализации собственного диджитал-продукта, не медлите - обращайтесь за консультацией в WEZOM. Наши специалисты имеют за плечами четверть века опыта проектного менеджмента таких проектов – мы готовы помочь.
FAQ
Scrum vs Kanban: какая методология быстрее масштабируется?
Зачастую гибкая методология Scrum обычно масштабируется более предсказуемо, благодаря своей структуре, четким ролям и специализированным фреймворкам (SAFe, LeSS). Kanban масштабируется органичнее, позволяя добавлять команды и задачи, не разрушая поток, но требует большей самоорганизации и дисциплины для координации в больших масштабах.
Можно ли использовать Scrum без Agile?
Противопоставление Agile vs Scrum не является корректным. Ведь Scrum-методология разработки является формой практической реализации ценностей и принципов Agile: фокус на ценности, адаптивность, сотрудничество. Без этих принципов все преимущества Scrum исчезают, он вполне может превратиться в жестко бюрократизированный и формальный процесс, который вредит разработке.
Как быстро научиться Kanban?
Одним из главных преимуществ Kanban является низкий порог входа. Чтобы начать, достаточно буквально нарисовать на доске три колонки со статусами задач («К выполнению», «В работе», «Готово») и установить для каждой колонки ограничения WIP. Таск-менеджеры наподобие Jira и Trello дополнительно упрощают и автоматизируют эту визуализацию.
Какие сертификации нужны для Scrum Master?
Для роли Scrum Master существуют несколько признанных сертификаций. Самые популярные из них: Certified ScrumMaster (CSM) от Scrum Alliance, Professional Scrum Master (PSM) от Scrum.org, а также SAFe Scrum Master (SSM) для масштабируемых Agile-процессов. Они подтверждают знание фреймворка и способность управлять Scrum-командой.
