Ткаченко Алина
Ткаченко Алина
Копирайтер
19.10.2023

KPI для SEO: какие метрики отслеживать

Ткаченко Алина
Ткаченко Алина
Копирайтер
19.10.2023
19.10.2023
1209
12 минут
0

Мы уже неоднократно говорили о том, как важно уметь анализировать эффективность SEO-стратегии. Но на что именно нужно обращать внимание? Что такое KPI SEO? Какие метрики играют наиболее важную роль? Как выбрать KPI для SEO? Об этом расскажем в статье.

Что такое KPI?

Это количественные или качественные показатели, отражающие степень достижения поставленных целей. Метрики эффективности для SEO могут быть разными в зависимости от типа сайта, целей бизнеса и специфики рынка. Однако существует несколько общих KPI для SEO специалиста, которые рекомендуется отслеживать для любого сайта. Их мы подробно рассмотрим далее.

В чем польза использования KPI для бизнеса

KPI для SEO — это важный инструмент для оценки и улучшения видимости сайта в поисковых системах и достижения бизнес-целей. Их использование позволяет:

  • определить текущее состояние сайта, его сильные и слабые стороны;

  • установить реалистичные и измеримые цели для SEO-стратегии и контролировать их выполнение;

  • проанализировать результаты SEO-действий и скорректировать их в дальнейшем в соответствии с изменениями в поисковых алгоритмах, поведении аудитории и конкурентной среде.

Кроме того, KPI для SEO помогают демонстрировать ценность продвижения для бизнеса и обосновывать необходимость инвестиций в эту область. Существует два основных вида показателей. 

Неэкономические показатели SEO-продвижения

Они помогают оценить, соответствует ли сайт потребностям и интересам своей аудитории, насколько он привлекателен, полезен для пользователей и узнаваем в интернете. Анализируя эти показатели, можно выявить сильные и слабые стороны своего ресурса и определить направления для дальнейшего улучшения и развития. 

Привлечение целевой аудитории

Первый и самый важный неэкономический показатель SEO-продвижения – это количество и качество целевых посетителей, которые приходят на сайт из поисковых систем. Это пользователи, которые ищут информацию, товар или услугу, соответствующую тематике и предложению интернет-ресурса. Они заинтересованы в том, что предлагает сайт, и готовы совершить желаемое действие (заказать, купить, подписаться и т. д.).

Для измерения этого показателя используются такие метрики:

  • количество уникальных посетителей из поисковых систем за определенный период времени;

  • доля органического трафика от общего числа посетителей сайта;

  • средняя продолжительность сессии и количество просмотренных страниц на одного пользователя;

  • доля отказов и выходов с сайта;

  • количество заявок, заказов, подписок и других целевых действий, совершенных посетителями из поисковых систем.

Важно, чтобы показатель отображал тенденцию к росту.

Видимость по семантическому ядру

Этот показатель позволяет оценить, сколько посетителей сайта найдут его в поисковой выдаче по ключевым словам. Для этого берут отношение количества запросов, попавших в топ-10, к общему числу ключей. Потом результат умножают на 100%.

Чтобы анализ эффективности поисковой оптимизации был достоверным, этот показатель сравнивают во времени. Для получения подробной информации вычисляют:

  • процент от общего числа ключей сначала в топ-10, а затем в топ-5 или 3; 

  • процентный показатель ключевых слов в топе для каждой страницы; 

  • процент попадания в топ высокочастотных запросов или самых важных. 

Для получения данных о семантике используются такие сервисы, как Google AdWords, Related keywords Serpstat, Keyword Planner и другие.

Вхождение в топ поисковой выдачи по выбранным ключевым словам

Этот показатель означает, что сайт занимает одну из верхних десяти позиций на первой странице результатов поиска по определенным запросам. Его применяют для отслеживания динамики тех сайтов, которые уже имеют достаточно высокие позиции, но их владельцы хотят улучшить результаты еще больше. Показатель напрямую отражает результативность работы СЕО-специалиста, поскольку вхождение в топ поисковой выдачи повышает шансы привлечь на сайт больше целевых посетителей. 

Увеличение брендового трафика

Это количество посетителей, которые приходят на веб-ресурс из поисковых систем по запросам, содержащим название бренда или домена сайта. Рост брендового трафика свидетельствует о повышении узнаваемости и лояльности к бренду, а также о доверии к нему.

Этот SEO KPI определяется как число посетителей сайта, которые пришли на него, введя название бренда или другое схожее ключевое слово в поиске за конкретный промежуток времени (например, месяц или квартал). Измерение во временной перспективе необходимо, чтобы показать, как растет узнаваемость бренда. Для получения эти данных используется Google Analytics или Google Webmaster Tools.

Качество целевого трафика

Это еще один важный неэкономический показатель SEO-продвижения, который отражает степень соответствия интересов и потребностей посетителей интернет-ресурса его тематике и предложению. Качество целевого трафика определяет, насколько эффективно сайт решает задачи своей аудитории и достигает поставленных целей. Более подробную информацию о целевых действиях на странице можно получить, разделив трафик по его качеству. Такой отчет создают в Google Analytics.

Поведенческие факторы

Это характеристики поведения посетителей сайта, которые отражают взаимодействие ЦА с его контентом. Они влияют на ранжирование веб-ресурса в поисковых системах, поскольку являются показателями его полезности и качества для пользователей.

Измерять его можно с помощью таких метрик:

  • средняя продолжительность сессии и количество просмотренных страниц на одного посетителя;

  • доля отказов и выходов с сайта, то есть процент пользователей, которые покидают интернет-ресурс сразу после перехода на него или после просмотра одной страницы;

  • коэффициент повторных визитов, то есть отношение количества посетителей, которые вернулись на ресурс за определенный промежуток времени, к общему числу посетителей сайта за этот же период;

  • коэффициент удержания, то есть отношение количества пользователей, которые остались на сайте дольше определенного времени (например, 5 минут), к общему числу;

  • коэффициент вовлечения, то есть отношение количества посетителей, которые совершили какое-либо действие на сайте (например, кликнули по ссылке, заполнили форму, оставили комментарий и т. д.), к общему количеству.

Данные о поведенческих метриках можно извлечь из отчетов Google Analytics «Аудитория», «Источники трафика» и «Поведение».

Экономические показатели SEO-продвижения

Эти показатели позволяют оценить эффективность и рентабельность инвестиций в SEO. Разберем основные из них.

Конверсия

Это отношение числа посетителей сайта, которые совершили целевое действие (например, заказ, заявку, подписку и т. д.), к общему количеству посетителей веб-ресурса. Конверсия показывает, насколько сайт соответствует потребностям и ожиданиям аудитории, как эффективно работает механизм продаж. Она может быть рассчитана как для всего сайта, так и для отдельных источников трафика, в том числе для SEO-трафика. 

Чтобы рассчитать коэффициент конверсии, нужно использовать следующую формулу:

Например, если за день сайт посетили 500 человек, а из них 25 совершили покупку, то коэффициент конверсии составит:

Показатель может отличаться для разных этапов воронки продаж и каналов интернет-маркетинга. Например, можно считать конверсию из показов рекламы в клики по объявлению, из посещений сайта в заявки на обратный звонок, из просмотра каталога в добавление товаров в корзину и т. д. Чем выше конверсия, тем больше прибыли приносит сайт.

Стоимость лида

Это средняя сумма денег, которую необходимо потратить на привлечение одного лида на сайт. Лид — это человек, проявивший интерес к вашему товару или услуге и оставивший свои контактные данные (например, в форме обратной связи, в чате или по телефону).

Стоимость лида зависит от стоимости продвижения сайта, количества посетителей и конверсии. Чтобы рассчитать ее, используйте такую формулу:

вартість ліда формула

Например, вы потратили на рекламную кампанию 5000 гривен и получили 50 лидов. В этом случае стоимость одного лида будет 100 гривен. Как и предыдущий показатель, ее можно рассчитывать и для всего сайта, и для отдельных источников трафика. Чем ниже показатель, тем выгоднее продвижение.

Вы также можете рассчитать желаемую стоимость лида, исходя из вашей прибыли и конверсии. Для этого вам нужно знать средний чек (сумму, которую в среднем тратит один покупатель), маржинальность (разницу между выручкой и себестоимостью) и конверсию из лидов в покупателей (процент лидов, которые становятся вашими клиентами). Для расчета используется формула:

Стоимость привлечения посетителя

Это показатель KPI для SEO, позволяющий оценить, сколько денег вы тратите на то, чтобы заинтересовать одного пользователя вашим сайтом. Он зависит от затрат на рекламу и количества посетителей, которые переходят на ваш интернет-ресурс из разных источников. Для расчета стоимости привлечения ЦА используется такая формула:

Например, вы вложили в рекламу 1000 гривен, и получили 100 посетителей. В этом случае привлечение клиента вам обошлось в 10 грн.

Вы также можете рассчитать CPV для разных каналов привлечения трафика (например, для контекстной рекламы, SEO, email-рассылки и т .д.). Для этого нужно поделить затраты на рекламу для каждого канала на количество пользователей, которые пришли из данного источника. Сравнивая стоимость привлечения посетителя для разных каналов, вы можете понять, какой из них является наиболее эффективным и экономным для вас.

Возврат маркетинговых инвестиций

ROI – это отношение прибыли от продвижения сайта к затратам на его раскрутку. Показатель отражает, насколько выгодно инвестировать в продвижение и какой срок окупаемости имеют маркетинговые затраты. Чем выше ROI, тем рентабельнее раскрутка сайта.

Простая формула для расчета ROI выглядит так:

Доход от вложений — это вся прибыль, которую выручила компания за выбранный период времени. Вложения — это инвестиции и расходы, связанные с проектом или бизнесом. Например, если вы потратили 10 000 гривен на рекламную кампанию и получили 50 000 грн дохода, то ROI составит 400%. Это означает, что вы имеете 400% прибыли от вложенных средств.

При этом стоит выделить два вида дохода: прямой и LTV — пожизненная ценность для клиента. Между ними есть принципиальные отличия:

  1. Прямой доход не учитывает расходы на производство, рекламу, доставку и другие затраты, связанные с бизнесом. Одновременно LTV берет во внимание стоимость привлечения и удержания клиента, а также его лояльность и повторные покупки.

  2. Прямой доход показывает текущий уровень продаж компании, а LTV — потенциальную прибыльность клиента в будущем. 

  3. На прямой доход влияет цена товара или услуги, а на LTV — частота и средний чек покупок, стоимость привлечения и удержания клиента, а также его оттока.

Чтобы повысить прямой доход, необходимо увеличить цену или объем продаж, а LTV может быть повышен за счет роста лояльности и повторных покупок клиентов, снижения затрат на привлечение и удержание клиентов, а также уменьшения их оттока.

Метод сквозной аналитики 

Есть много различных KPI для SEO, которые помогают увидеть успехи и неудачи в продвижении. Как показывает наш опыт, для развития бизнеса лучше всего использовать сквозную аналитику. Это метод анализа эффективности маркетинговых инвестиций, который позволяет проследить полный путь клиента от первого контакта с рекламой до закрытия сделки и повторных продаж. Сквозная аналитика помогает оценить, какие рекламные каналы и кампании приносят больше прибыли, а какие тратят бюджет без окупаемости. 

С ее помощью можно рассчитывать различные показатели эффективности маркетинга, такие как:

  1. Кликабельность объявления (CTR) – показывает, как часто переходят по вашему объявлению.

  2. Стоимость целевого действия (CPA) – отображает, сколько стоит действие, совершенное клиентом (например, заявка или заказ).

  3. Стоимость покупки (CPO) – показывает, во сколько обходится привлечение одного покупателя.

  4. Возврат маркетинговых инвестиций (ROI) – отображает, насколько выгодно инвестировать в рекламу.

Чтобы использовать сквозную аналитику, необходимо подключить и настроить специальные сервисы, которые будут собирать и обрабатывать данные. Существует множество таких инструментов (например, Roistat, Calltouch, Ringostat и другие). Выбор сервиса зависит от ваших целей, бюджета и специфики бизнеса.

Выбираем KPI для SEO-продвижения

Выбор зависит от нескольких факторов, таких как:

  1. Цели и задачи сайта, то есть то, что необходимо достичь с помощью SEO-продвижения (например, увеличить продажи, повысить узнаваемость, привлечь подписчиков и т. д.).

  2. Стратегия и тактика SEO-раскрутки (каким образом будут достигаться поставленные цели).

  3. Аудитория и конкуренты (кто является целевой аудиторией ресурса и какие сайты конкурируют с ним за внимание пользователей).

Когда система сквозной аналитики недоступна или сложна в настройке, лучше сосредоточиться на нескольких KPI для SEO, которые отражают эффективность маркетинговых каналов. Мы рекомендуем выбирать от трех до пяти таких показателей и регулярно анализировать их динамику. Это поможет вам оптимизировать рекламный бюджет и повысить конверсию.

Выводы

Следует помнить, что KPI не являются самоцелью, а лишь инструментом для достижения бизнес-результатов. Поэтому важно не только измерять и анализировать показатели SEO, но и применять полученные данные для оптимизации сайта и увеличения конверсии. Для этого можно использовать различные сервисы и инструменты, такие как Google Analytics, SE Ranking, Sitechecker.Pro и другие. 

А для лучшего результата советуем выбрать для определения KPI SEO специалиста с большим опытом. Например, обратиться в компанию Wezom. Дополнительно наши эксперты помогут сформировать индивидуальную стратегию развития бизнеса в интернете, учитывая ваши цели, ресурсы и конкурентов. Они предложат продвижение с оплатой за результат, что даст возможность гарантированно выйти на запланированные позиции. И вы сможете развивать свой бизнес в интернете эффективно, безопасно и экономно.

Ткаченко Алина
Про автора
Ткаченко Алина
Копирайтер
Опыт работы 10 лет
Специализируется на создании полезного и продающего контента. Имеет опыт написания убедительных текстов для рекламы, сайтов, блогов и социальных медиа.
Больше статей от автора
Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.