Как мы создали инновационный DarkStore за три месяца и отложили его до лучших времен

Евгений
Евгений
CBDO
20.09.2022
20.09.2022
2533
0

Не так давно к нам обратилась крупная розничная украинская FMCG-сеть. В компании хотели создать действительно инновационный сервис: “народный” цифровой магазин товаров повседневного спроса, который работал бы без торговых залов, очередей и продавцов. И команда WEZOM построила всю IT-экосистему для такого магазина в невероятные сроки, всего за три месяца. Война внесла свои коррективы в проект и помешала релизу. Так что пока мы хотим рассказать, как реализуются такие проекты, и как они повлияют на украинский ритейл уже в недалеком будущем. 

Пара слов о дарксторах

Мы все привыкли к торговым центрам и супермаркетам, сегодня это важная часть нашей потребительской культуры. Но поход в супермаркет не всегда похож на семейную прогулку среди красивых стеллажей с товарами, часто шопинг просто утомляет и раздражает. Это очереди, это “гонки” к кассе с тележками, это кассиры с плохим настроением. С точки зрения ритейлеров традиционные супермаркеты также нуждаются в оптимизации: слишком много денег улетает на аренду торговых площадей, большой штат сотрудников и прочие издержки розницы.

Бизнес давно начал искать новые подходы к ритейлу, и нашел их. Одной из лучших идей можно считать концепцию DarkStore - это магазин без торговой площади, который полагается на онлайн-продажи и курьерскую доставку. По сути, это что-то среднее между типичным интернет-магазином и курьерским сервисом доставки еды, сервис уровня Amazon. Вы оформляете заказ в приложении или на сайте, а курьер доставляет его под ваши двери за 15-20 минут. 

Считается, что формат даркстора в 2009 году изобрел британский ритейлер Tesco. Но тогда идея опередила свое время на 10 лет, ниша таких магазинов оставалась небольшой. В последние годы формат родился заново - общедоступность смартфонов и пандемия сделали его актуальным как никогда. Подобные cтартапы сегодня стремительно растут в Великобритании (Jiffy), Германии (Gorillas) и прочих странах по всему миру. 

Как мы взялись за создание даркстора

В конце 2021 года мы провели первый созвон с нашим новым клиентом - крупным ритейлером. Компания уже добилась внушительных успехов, построив сеть из сотни FMCG-магазинов по всей стране всего за три года. 

Однако клиент не собирался останавливаться на достигнутом и поставил амбициозную задачу - создать инновационный даркстор с товарами ежедневного спроса, который покорит рынок. 

2022 год клиент рассматривал как поворотный момент в ритейле, когда бизнес на фоне посткризисного оживления экономики начнет гонку стартапов. Новая платформа для даркстора нужна была ему как можно скорее, “на вчера”. Речь идет не просто об интернет-магазине, а о сервисе с кратчайшим циклом совершения покупки и супер-быстрой доставкой. 

Ключевое условие: покупатель должен получить свой заказ курьером за 15 минут. Достигнуть этого можно через создание разветвленной сети малых магазинов-складов в городской черте, которые перекрывают практически любой адрес доставки. Такая система требует отлаженной логистики и мощной цифровой экосистемы.

Концепцию проекта детализировали быстро: она требовала создания сайта и мобильного приложения для e-commerce, а также приложения для курьеров. Эти продукты нужно было объединить через один DarkStore Backend, а также интегрировать с цифровыми инструментами для ритейла: учетом 1С, системой клиентского менеджмента (CRM) и платформой управления складом (WMS).

Любой аутсорсер может подтвердить, что такая крупная задача может отнять у неплохой IT-команды более года. Но опираясь на свой опыт и наработки в нише, мы подрядились сделать ее за три месяца. Раскачиваться было некогда. 

Как выбирали технологии

Хотя формат сервиса новаторский, технически DarkStore development не требует ничего сложного. Все решения для создания дарксторов так или иначе давно используются в e-commerce, нужно лишь собрать их воедино. 

  • Сайт разрабатывали через классическую верстку: HTML, CSS, нативный JavaScript. 
  • Кроссплатформенные мобильные приложения делали на Flutter, с использованием BLoC, Hive и Dart. 
  • Бэкэнд написан на PHP 8.1 (Laravel + Octane), для управления базами данных используется PosgreSQL и Redis. 

Все эти инструменты хорошо знакомы нашим разработчикам, в том числе и по опыту работы над продуктами для e-commerce. Это позволило в разы ускорить разработку. 

Как велась коммуникация

Однако это не значит, что у команды было мало работы. Напротив, дедлайны были очень жесткими, и команда решила отказаться от привычной практики работы по спринтам. 

Разбивать на спринты трехмесячный проект не имело смысла, вместо этого мы сформировали общую доску задач, которые нужно было распределить между специалистами. А затем двигались от этапа к этапу: отрисовка и утверждение дизайна по каждому отдельному продукту, техническая разработка, промежуточные презентации, контроль качества. 

Такая разработка требовала постоянной, ежедневной коммуникации команды с клиентом. Для эффективности и оперативности работы команде постоянно приходилось что-то уточнять: решать вопросы по интеграции CRM, запрашивать доступы к ресурсам и документам, выяснять тонкости бизнес-логики. На время разработки команда WEZOM и менеджер по продукту со стороны клиента стали одной командой. 

Сложности разработки

Как часто бывает, поставленные задачи оказались значительно сложнее, чем представлялось изначально. Знание технологий не спасло команду от неожиданных сложностей с разработкой новых модулей, интеграцией API и сторонних инструментов. 

Больше всего трудностей возникло в мобайл-разработке. Мобильное приложение занимает в экосистеме даркстора центральную роль, ведь подавляющее большинство пользователей будет пользоваться сервисом со смартфона. В  платформе нужно было реализовать сложную цепочку совершения заказа с различными сценариями, учесть массу взаимосвязей с инструментами и базами данных компании. Определенные трудности доставила и интеграция API для Google-карт, которая требовала серьезной проработки геолокации. 

Что у нас получилось 

Несмотря на технические сложности разработку удалось вписать в заявленные сроки, с небольшим опозданием к дедлайну. Сегодня проект полностью готов к релизу. 

Он состоит из трех продуктов: 

  1. Сайт даркстора (DarkStore website)
  2. Мобильное приложение для покупателей (DarkStore app)
  3. Приложение для курьеров (DarkStore courier app)

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Сайт удачно сочетает в себе возможности интернет-магазина и корпоративного портала. На его страницах покупатели могут ознакомиться с товарным каталогом, сформировать свою корзину и сделать заказ, указать адрес доставки. Наличие товаров привязано к конкретному даркстору, с конкретной зоной доставки. В свою очередь, курьеры могут получить на сайте информацию о трудоустройстве и подать заявку на собеседование. Есть также отдельная страница для поставщиков и дистрибьюторов, желающих сотрудничать с магазином. 

Приложение - удачный образец современного DarkStore mobile сервиса. Если говорить коротко, то он предоставляет такие же возможности, что и сайт, но обеспечивает также рассылку уведомлений. Опыт пользования приложением - это что-то среднее между классическим интернет-магазином и сервисом доставки еды. После оформления заказа пользователь может в режиме реального времени следить за статусом своего заказа: от обработки и сборки, до финальной доставки. 

Приложение курьера - это простой и эффективный инструмент для доставки, который без проблем может освоить любой сотрудник. Платформа дает курьеру массу удобств: картографию, мобильные уведомления, простейшую бухгалтерию, личный кабинет с историей выполненных заказов. Карточка доставки содержит не только адрес, но также сумму и способ оплаты. У курьера есть возможность немедленно связаться с получателем заказа и уточнить подробности.

Все эти продукты - звенья одной цепи, они работают через общий бэкэнд. В эту цепь встроены и сторонние инструменты: API карт Google и платежных сервисов, средства учета 1С, CRM и складского менеджмента. 

Главная цель созданной экосистемы - максимально упростить путь пользователя к покупке и обеспечить доставку его заказа за 15 минут. С виду система выглядит просто, но это впечатление обманчиво. Многие ее функции полагаются на сложную логику, их реализация стала для команды настоящим вызовом. 

К примеру, каждый магазин представляет собой локацию с собственной зоной действия из конкретных улиц, что потребовало точечной разметки на карте. Весьма вероятно, что зоны покрытия на практике будут меняться, поэтому важна была возможность легко редактировать их. Помимо этого, у каждого даркстора есть собственный актуальный ассортимент, который важно обновлять в режиме реального времени. От этого зависит, какие товары прямо сейчас может найти в каталоге отдельно взятый пользователь. Наконец, дарксторы в разных городах и локациях будут отличаться по времени работы и по стоимости доставки, и приложение должно адекватно презентовать эту логику. 

Система скоростной доставки нуждается в невероятной гибкости, о которой обычные интернет-магазины могут только мечтать. И эту гибкость пришлось “изобретать” на ходу. 

Почему важны дарксторы?

Конечно, традиционный ритейл с физическими магазинами никуда не исчезнет. Ведь брендам важно привлекать к себе внимание и обеспечивать свое присутствие оффлайн, а покупатели ценят возможность увидеть интересующий их товар “вживую”, и зачастую рассматривают шопинг как развлечение выходного дня. 

Однако все это в большей степени актуально для non-food ритейла (одежда, электроника, etc.) и в меньшей степени - для товаров повседневного спроса. Если речь идет о будничном походе в магазин за фруктами, то люди все реже хотят тратить на это время. И это делает формат даркстора очень перспективной моделью. К тому же, у него есть и более весомые преимущества: 

  • Устойчивость к социальным потрясениям. Опыт минувших трех лет показал, что упор бизнеса на онлайн обеспечивает ему хороший запас прочности в любой ситуации. Физические магазины могут закрыться из-за очередной пандемии или военной угрозы. Но онлайн-доставка в таких ситуациях продолжает работать, пока есть возможность обеспечивать ее логистику. 
  • Снижение издержек. Традиционный супермаркет требует аренды просторного помещения в оживленной локации, а также оборудования торгового зала и мерчендайзинга. В противовес супермаркетам, дарксторы можно оборудовать в компактных и непрезентабельных складских помещениях (DarkStore warehouse) - там не будет ни покупателей, ни охранников, ни кассиров. Даже счета за электричество будут меньше. Это очевидная возможность сэкономить. 
  • Умный контроль складских запасов. Даркстору жизненно необходимы возможности контролировать запасы продукции каждого склада в реальном времени, без этого сложно обеспечить адекватность ассортимента в приложении и скорость доставки. Но это также помогает ритейлеру распоряжаться продукцией более рационально - нарастить оборачиваемость товарных запасов, снизить потери среди складских остатков. Это особенно актуально в сфере FMCG, где товары имеют ограниченный срок годности. 
  • Простота менеджмента. Традиционный супермаркет требует крупного штата сотрудников. При этом работники торгового зала работают в стрессовом режиме, подчас разрываясь между выкладкой товара, контролем очереди и вопросами конкретных покупателей, что вредит сервису. В то же время, даркстору для работы требуется лишь оператор, комплектовщик и несколько сортировщиков товара, которые не будут отвлекаться на покупателей. Это позволяет избегать дополнительных издержек и использовать время сотрудников намного эффективнее.

Война и кризис затормозили развитие украинского ритейла, но уж точно не остановили его. По мере оживления рынка рынок онлайн-доставки будет быстро расти, и в ближайшие годы мы увидим целый ряд подобных стартапов. Так что ритейлерам стоит готовиться к трансформации рынка уже сейчас. Как минимум - изучать рынок DarkStore software и подтягивать стандарты собственной онлайн-доставки. Как максимум - искать партнеров или специалистов для собственной даркстор-сети будущего.

Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Комментарии
(0)
Будьте первыми, кто оставит комментарий
wezom logo
Остались вопросы?
Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.
Подписывайтесь на рассылку Айтыжблог
blog subscriber decor image
Хотите получать интересные статьи?
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы даете согласие на обработку личных данных. Подробнее
Следите за нами в социальных сетях
Этот сайт использует cookie-файлы для более комфортной работы пользователя. Продолжая просматривать сайт, Вы соглашаетесь на использование cookie.