click fraud detection
0 800 755 007
(Бесплатно по Украине)

Foodtech-революция

832

Не хочется в очередной раз заводить печальный разговор о том, как пандемия разгромила ресторанный бизнес. Даже по самым оптимистичным оценкам, треть украинских заведений питания за минувшие 18 месяцев вынуждены были закрыться. 

Но рынок доставки еды в это же время рос взрывными темпами. Если верить оценке Glovo, в 2020 году украинский рынок доставки увеличился в 6-7 раз. Работа на вынос или доставку в какой-то момент стала для ресторанов единственным надежным способом получения выручки. Лучше всего карантинный удар держали те, кто мог положиться на онлайн. 

По оценкам McKinsey, цифровая зрелость стала одним из главных факторов жизнеспособности ресторана во время коронакризиса. Прочное присутствие онлайн, цифровые программы лояльности, разработка CRM-системы стали не просто фактором, но главным залогом выживания HoReCa-бизнеса. Цифровая вовлеченность пользователей резко выросла во время локдаунов, но с послаблением ограничений практически не снизилась. Люди привыкли заказывать онлайн, и даже самые убежденные техноскептики на рынке теперь вынуждены идти в “цифру” - следом за своими клиентами.

Темные кухни, призрачные рестораны

Темные кухни, призрачные рестораны

Влияние ковида на ресторанный бизнес дало огромную фору новым форматам работы, заточенным под онлайн. Последние два года все говорят о “виртуальных ресторанах”, “призрачных кухнях” и подобной экзотике. Но ничего экзотического тут нет, все эти форматы работы были востребованы и до начала пандемии.

“Призрачный”, “виртуальный” или онлайн-ресторан не имеет зала для гостей и работает только на доставку, либо самовывоз. С приходом локдауна практически каждый ресторан стал “призрачным”, и это изменило модель подход к производству. Если физический зал для гостей недоступен, то почему кухня должна быть привязана к нему?

Dark kitchen, cook room, “темная кухня”, “призрачная кухня”, “облачная кухня” - все это названия одного и того же формата работы, ориентированного исключительно на доставку. Такая кухня может быть частью конкретного виртуального ресторана, а может быть независимой и обслуживать несколько сервисов.

Как работает онлайн-ресторан

Как работает онлайн-ресторан

Как выглядит модель работы “призрачного ресторана” или сервиса доставки с “облачной” кухней. В самых общих чертах ее можно описать так:

  • закупка продуктов у поставщиков;
  • прием товара на складе;
  • оформление заказа через онлайн-платформу;
  • производство;
  • упаковка;
  • доставка;
  • прием оплаты;
  • получение обратной связи от клиента.

В сотрудничестве традиционного ресторана и сервиса доставки ответственность за эти этапы распределяется. Заведения питания закупают продукты и берут готовку на себя, сервисы доставки отвечают за курьеров и обратную связь. 

Но онлайн-рестораны стремятся замкнуть всю цепочку на себе, сделать ее бесшовной, прозрачной и полностью контролируемой. Для этого онлайн-ресторану приходиться становиться IT-компанией, выстраивать цельную foodtech-экосистему.

Как построить цифровую экосистему онлайн-ресторана

Как построить цифровую экосистему онлайн-ресторана

Каждый из этапов нашей цепочки нуждается в автоматизации и дополнительных функциях. При этом все этапы должны работать комплексно, опираться на единые данные. 

Закупка продуктов у поставщиков может потребовать интеграции с B2B платформами, прием товаров - автоматизации складского учета. Производство потребует удобного управления рецептурой и мониторинга работы сотрудников, доставка - интеграции картографии и платежных сервисов. Такой бизнес должен опираться на сильный менеджмент клиентского опыта, то есть потребует CRM-функционала. 

Самый простой путь получить такие инструменты  - воспользоваться готовым софтом. Сегодня на рынке есть недорогие “коробочные” решения для запуска доставки еды. Некоторые обещают предоставить ресторану приложение или сайт для доставки буквально “за неделю”. 

Но на деле о какой-то развитой экосистеме речь не идет. Коробочное ПО может обеспечить базу для диджитала, но не ответит в полной мере на специфические запросы отдельно взятого бизнеса, вроде локализации чеков под отдельные страны или продвинутой программы лояльности. При этом софт может нести ненужные клиенту элементы, а в перспективе абонплата и необходимость в новых модулях все равно ударит по бюджету клиента. 

Для онлайн-ресторана, который стремиться полностью контролировать цепочку производства и доставки, лучше подойдет создание кастомной системы. Такая разработка обойдется дороже, но зато лучше покажет себя на длинной дистанции, не будет иметь технологических ограничений и “костылей”.

Делаем кастомную систему

Делаем кастомную систему

Как может выглядеть кастомное решение? В одном из наших кейсов мы построили для франчайзи-сервиса доставки еды экосистему из CRM и нескольких функциональных кроссплатформенных приложений, объединенных через облачный сервер. В своей структуре она организована по модели SaaS, головной офис и партнеры по франшизе получают разные доступы и права. 

С другой стороны, система предоставляет для всех отделений франшизы единую базу данных клиентов, дает возможности складского учета, контроля рецептуры и производства, интеграции стороннего оборудования (от терминалов, до биометрических сканеров). У курьеров и упаковщиков есть кроссплатформенные приложения, которые упрощают работу и позволяют клиентам отслеживать статус заказа в реальном времени. 

Разработка позволила упростить или автоматизировать ряд процессов в цепочке производства. Интерфейс телефонии улучшили, что позволило операторам обрабатывать больше заказов. Для синхронизации всех устройств в системе использован протокол WebSocket. Информация обновляется в режиме реального времени. 

Так бизнес получил возможность обрабатывать заказы быстрее, персонализировать работу с клиентами, отслеживать цепочку производства на всех этапах и получать прозрачную аналитику. Все это позволит франшизе развиваться быстрее, поможет привлечь новых партнеров.

Новые перспективы Foodtech

Новые перспективы Foodtech

Уход потребительского сегмента в цифру - это глобальная тенденция. Ранее мы рассказывали, как заточенные под доставку дарксторы могут потеснить традиционные супермаркеты. 

Ожидается, что по итогам 2021 объемы рынка доставки еды вырастут еще в 3-4 раза, да и в дальнейшем расти есть куда. Украинский рынок пока очень мал и сфокусирован главным образом в крупных городах. Значит, при правильных идеях и технологиях на нем можно быстро достичь успеха.

У вас остались вопросы?

Оставьте ваши контактные данные. Наш менеджер свяжется и проконсультирует вас.

0/5
Полезность
Проголосовали 0
Как вам статья?
Давайте обсудим Ваш проект
Давайте начнем
беседу!
КОММЕНТАРИИ0
Возможно
Target (таргет) в переводе с английского означает «цель». Таргетинг — это механизм маркетинга, позволяющий из…
Wezom
Wezom
PHP-фреймворк Laravel – это удобный инструмент для разработки сайтов и мобильных приложений. Он позволяет создавать…
Алексей Варламов
Алексей Варламов
В нашем кейсе мы расскажем, как онлайн-магазин настольных игр обошел «Розетку» и вышел в топ…
Алина Ткаченко
Алина Ткаченко
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА РАССЫЛКУ АЙТЫЖБЛОГ
Хотите получать 
интересные статьи?